ДОУ № 3 г.Волжска "Орлёнок", Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
Эмблема садика "Орлёнок"

МДОУ комбинированного вида детский  сад № 3 "Орлёнок"

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Главная

О нас

Новости
История

Документация
Сотрудники
Фотоальбом

Материалы по основным направления педагогической деятельности ДОУ:

Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие

ФГОС

Архив

Экологическое образование и воспитание

Гостевая

Опросы


Карта сайта

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Выступление на секционном заседании августовской конференции 23.08.2005 г. заместителя заведующей по методическом и воспитательной работе ДОУ № 3 "Орлёнок" Виноградовой Нины Аркадьевны

       На нашей планете в последнее время обмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней. Процесс деградации окружающей природной среды, все углубляющегося экологического кризиса принимает необратимый характер. В России он проявляется более болезненно - ростом заболеваемости, сокращением продолжительности жизни, снижением численности населения за счет экологического фактора.
       Причины серьезных нарушений в биосфере заключаются в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски. По информации ООН, все страны разработали и приняли концепции перехода к устойчивому развитию. Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 утверждена "Концепция перехода РФ к устойчивому развитию". Учитывая весьма загрязненное состояние окружающей среды в России, занимающей 3 место в мире по выбросам (после США и Китая) и 74 место среди самых экологически чистых стран мира и переживающих острый экологический кризис, переход к устойчивому развитию для нашей страны задача не из простых.
       Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляется первоочередными. Этот аспект нашел свое отражение в понятиях "экологическое воспитание и образование", "экология души", "экология человека" и некоторых других. В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные знания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности представляют для систематизации знаний о природе.
       Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
       Поэтому развитие экологически мыслящей личности мы внедряем в инновационный процесс в нашем ДОУ, включая трансформацию идей в конкретные результаты, используем для этого введение новых форм, методов и технологий.
       Мы считаем, что развивающий эффект зависит от качества образования. В свою очередь качество напрямую связано с запросами родителей, заказами общественности, образовательной структурой. Обеспечение тоже играет немаловажную роль (кадровое, материально-техническое, предметно-методическое, финансовое, спонсорское). В ДОУ имеется воспитатель-эколог, который занимается мониторингом экологического образования, создает информационный банк, ведет занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, экологические развлечения.
       В экологическом кабинете собрано достаточное количество дидактических игр, наглядного материала, гербариев, коллекций для развития экологической грамотности воспитанников. Здесь ребенок может познакомиться наглядно с различными климатическими поясами Земли: лесной полотом, пустыней, джунглями, Арктикой, Изображение пустыни плавно переходит в песочницу, где дети могут проявить свое творческое воображение.
       Экологический кабинет в нашем ДОУ - это довольно большое "экологическое пространство", где можно рассмотреть строение муравейника, исследовать рост растений за счет определенных факторов, выращивать овощи, ухаживать за живыми объектами.
       Деятельность эколога неразрывно связана с коррекционной деятельностью педагога-психолога. Например, эколог закрепляет знания о свойствах и качестве воды, психолог при изучении этой же темы, вызывает у детей чувство радости, раскрепощения.
       Медицинский контроль и взаимосвязь неоспоримы. Зое педагоги в ДОУ знают, какие комнатные растения можно расположить в спальной или групповой комнате и какое влияние они оказывают на детский организм.
       Используем в работе программу "Юный эколог" под редакцией С.Н. Николаевой. Для ее успешного внедрения приобрели книги: справочные, методические, детские. Экологическое воспитание - это довольно новое направление дошкольной педагогики, поэтому педколлективу постоянно приходится заниматься самообразованием, обращаться к различной литературе, чтобы освоить основные экологические понятия, получить элементарное, популярное, но правильное с научной точки зрения представление по основам экологии.
       По содержанию работы мы тесно сотрудничаем с городским экологическим центром и "Республиканским эколого-биологическим центром учащихся". Воспитатель-эколог и заместитель заведующей по методической и воспитательной работе дважды участвовали в республиканских семинарах-практикумах экологического направления. Детский сад принимал, участие в городском и республиканском смотрах экологической работы и занял призовое место. В мае месяце 2005 г. принимали участие в смотре-конкурсе экологических сценариев в г. Йошкар-Ола. По итогам конкурса воспитатель ДОУ Сивцова Е.М. награждена Почетной Грамотой.
       В 2005-2006 учебном году планируем тесное сотрудничество с преподавателем МГПИ им.Крупской С.О. Груниной и выйти на более высокий уровень в экологическом образовании наших воспитанников. Надеемся, что такое сотрудничество и планомерная деятельность всего педагогического коллектива нашего ДОУ принесет реальный результат.

Назад
      
      
    

425000, Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Щорса, 15, тел. (83631) 67099, dou3@bk.ru

© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2006-2014 гг.