ДОУ № 3 г.Волжска "Орлёнок", Творческий отчёт Козиной Нелли Насыбулловны
Эмблема садика "Орлёнок"

МДОУ комбинированного вида детский  сад № 3 "Орлёнок"

Творческий отчёт Козиной Нелли Насыбулловны

Главная

О нас

Новости
История

Документация
Сотрудники
Фотоальбом

Материалы по основным направления педагогической деятельности ДОУ:

Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие

ФГОС

Архив

Экологическое образование и воспитание

Гостевая

Опросы


Карта сайта

Творческий отчёт руководителя по физическому воспитанию
ДОУ №3 "Орлёнок"
Козиной Нелли Насыбулловны

       Физической культуре и спорту в настоящее время уделяется все больше внимания. В связи с этим все большее значение приобретают научные знания, методические приемы, новые технологии в работе с детьми. Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей и педагогов, и родителей.
       Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата и т.д. Но главные "киты", на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Поэтому вся система физического воспитания в нашем дошкольном учреждении прежде всего ориентированна на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения.
       Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Среди многих факторов (социально- экономических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия, физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания. В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о не достаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние 10-летия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). По исследованиям Е.А. Пимоновой установлено, что занятия в объеме программы по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста. По мнению А.Б.Лагутина, работа по единой, жестко регламентированной "Программе воспитания и обучения в детском саду" неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения. В связи с вышеизложенным, являются актуальными совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста.
       В нашем детском саду проводятся различные виды современных форм занятий. Это: степ- аэробика, фитнес-аэробика, восточная гимнастика, элементы хатха-йоги, сюжетные занятия. Аэробика- это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Для достижения эффекта продолжительность выполнения этих упражнений составляет менее 20-30 минут. Занятия аэробикой доставляют малышам большое удовольствие. Для того, чтобы сделать их еще более интересными, мы изготовили для детей индивидуальные снаряды - степы. Упражнения для степ-аэробики подбирались преимущественно циклического характера (в основном это ходьба), вызывающее активную деятельность органов кровообращения, дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
       Помимо аэробики использую и фитнес-аэробику в своей работе и такие нетрадиционные физкультурные занятия, которые пришли к нам из разных стран и континентов - это хатха-йога, восточная гимнастика. Упоминая названия стран, откуда пришли те или иные игры, обращаем внимание ребят на яркие образы, характер и ритм движений; тем самым у детей складывается представление о народах, населяющих нашу планету, вызывает интерес к незнакомым "другим" людям.
       Упражнения "восточной гимнастики" включают в себя упражнение на развитие мышц плечевого пояса, рук, кистей и пальцев, благотворно воздействует на все органы человека, в том числе на структуры головного мозга.
Для "восточной гимнастики" не нужно ни атрибутов, ни пособий. Все упражнения дети выполняют сидя на полу по-турецки, босиком. Сложность этих упражнений состоит в координации и согласовании движений разных частей тела. Комплекс использую с детьми, начиная с 3-летнего возраста, но в укороченном варианте. Разучиваем его поэтапно, без музыкального сопровождения в медленном темпе. Например: упражнение "Лотос", "Кувшинчик", "Китайский веер", "Волна".
       Спокойствие и выносливость, такие качества формирует восточная гимнастика хатха-йога. Несмотря на сложное отношение специалистов к использованию хатха-йоги в ДОУ, мы все чаще включаем ее элементы в занятие физкультурой.
       Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая и укрепляющая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника, и способ стать гибким, т.к. задействованы все суставы скелета. Результат занятий - красивые, пластичные движения ребенка. Многие врачи (японские, американские, индийские и др.) признают ее благотворное воздействие на детский организм. Йога учит глубоко дышать, что способствует расширению и укреплению грудной клетки, улучшает работу внутренних органов. Асаны хатха-йоги - это удобные позы, определенные положения тела, например поза "Гора", "Улитка", "Лягушка", "Полуверблюд", и т.д. Продолжительность фиксации положения тела не более 5 сек. Весь комплекс статистических упражнений мы обязательно заканчиваем позой расслабления (полного отдыха).
Фитнес-аэробика
       Занятия фитнес-аэробикой не только способствуют развитию основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и др.), но и улучшают музыкальность, двигательную память. Занятие фитнес-аэробикой проводится в форме тренировки, каждое тренировочное занятие состоит из 3-х частей: подготовительная, основная часть, заключительная.
       В разминку включаем комплекс упражнений для растягивания мышц, упражнения со сгибанием и прогибанием спины. При подборе упражнений на растягивание используем медленную музыку. Так же в занятиях фитнес-аэробикой используем специальные упражнения для дыхания, элементы йоги. В силовую часть включаем упражнения, воздействующие на мышцы брюшного пресса, груди, т.д. Для увеличения нагрузки в старших и подготовительных группах используем дополнительные приспособления: резиновые жгуты, гантели, степ-платформы. Помимо вышеуказанных современных подходах, к проведению занятий также использую в своей работе и оздоровительные, интегрированные и игровые познавательные занятия для детей подготовительной группы. Оздоровительные занятия проводятся по единому сюжету и способствуют решению следующих задач:
  1. Сохранению и укреплению здоровья детей.
  2. Формированию потребности в двигательной активности.
  3. Профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.
  4. Преобретанию навыка правильного дыхания.
  5. Привитию навыков элементарного самомассажа.
  6. Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, ориентировки в пространстве).
  7. Формированию гармоничной личности (умение дружить, чувствам уважения, доброты и т.д.).

       Оздоровительные занятия являются в своем роде "уроками здоровья". В каждом таком занятии используются различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, игротерапию и т.д. Например, проводила: оздоровительное занятие по сказке К.И.Чуковского "Телефон", где использовались массаж ушей, гимнастика для глаз "Муха", упражнения для гибкости позвоночника, гимнастика для стоп, ритмический танец "Чунга-Чанга", дыхательная гимнастика, эстафета "Кенгуру", пальчиковая игра.
       Также широко используем в своей практике и сюжетные занятия. Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Такие занятия способствуют воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятие, подчинены определенному сюжету. Например, в комплексе "Морское царство" применяем упражнения дыхательной гимнастики "Парус", общеразвивающие упражнения "Рыбка", "Русалочка", др. Задачи сюжетных занятий также направлены на укрепление здоровья детей на гармоническое развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, совершенствование двигательных навыков, развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребностей в занятиях физическими упражнениями. В процессе сюжетных занятий используем стихи, загадки, соответствующие сюжету. Стараемся также привлечь внимание родителей к физическому воспитанию детей, заинтересовать их успехами своего ребенка. Даем детям домашнее задание, например, выполнить то или иное упражнение комплекса. В сюжетных занятиях широко используем музыку. При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыков произвольного расслабления используем совместно с музыкальным руководителем специальную музыку, тематически связанную с сюжетом для релаксации в сочетании с естественными природными звуками, например, музыкальные композиции "Океан", "Морские сны".
       Важнейшей стороной работы инструктора по физической культуры является проведение диагностики физической подготовленности. Результаты показали, что использование нетрадиционных форм способствуют формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений. Это подтверждается и диагностическими данными. Все проводимые занятия, оказывая тренирующее влияние на организм ребенка, способствует расширению адаптационных возможностей детей не только к физическим нагрузкам, но и к влияниям внешней среды. Таким образом, использование в практике работы по физическому воспитанию занятий, основанных на современных методах работы, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволила повысить эффективность процесса физического воспитания, и оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а так же на формирование интереса детей к занятиям физическими упражнениями.

Назад
      
      
    

425000, Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Щорса, 15, тел. (83631) 67099, dou3@bk.ru

© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2006-2014 гг.