ДОУ № 3 г.Волжска "Орлёнок", Выступление на педсовете "Основные принципы семейного воспитания и возможности их внедрения в оздоровительную деятельность дошкольного учреждения"
Эмблема садика "Орлёнок"

МДОУ комбинированного вида детский  сад № 3 "Орлёнок"

Выступление на педсовете

Главная

О нас

Новости
История

Документация
Сотрудники
Фотоальбом

Материалы по основным направления педагогической деятельности ДОУ:

Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие

ФГОС

Архив

Экологическое образование и воспитание

Гостевая

Опросы


Карта сайта

"Основные принципы семейного воспитания и возможности их внедрения
в оздоровительную деятельность дошкольного учреждения"
(выступление на педсовете)

Выполнила: физинструктор Козина Н. Н.

       К основным принципам семейного воспитания относятся:
  • принцип наследования и индивидуализации;
  • принцип активности;
  • принцип органичности и преемственности в освоении знаний;
  • принцип использования комментариев;
  • принцип резонанса.

       Базовые принципы семейного воспитания формировались не одно столетие. Семью рассматривают как "ячейку общества", и как "организованную общность". В первом случае семья представляет подрастающему поколению возможность наследования, а во втором - возможность включения в социальные отношения.
Наследование - это не только приобретение ребенком наследственных психофизических характеристик. Главное в наследовании - это приобретение стартовых форм сознания, включающих в себя нормы поведения, обычаи, ценности и принципы жизни и деятельности, характерные для конкретной человеческой общности.
       Соблюдение принципа наследования позволяет научить ребёнка подчиняться авторитету взрослого, а через него - норме, традиции, и закону. Но в семье существует еще одна традиция. Она противоположна наследованию и даже разрушает его. Это стремление ребёнка к индивидуализации своего сознания, своего отношения к Миру. Оно направлено на преодоление существующего закона, авторитета. На сознание своего смысла данного закона. И только при реализации двух важнейших традиций: наследования и индивидуализации - происходит не только сохранение, но и обогащение культуры. Именно соблюдение принципов наследования и индивидуализации предопределяет в семье нормальное физическое развитие ребёнка, его личности и индивидуальности.
       Принцип активности предполагает создание условий для реализации устремлений ребёнка, в том числе удовлетворении его естественных потребностей. Семья удовлетворяет потребность ребёнка в пище, тепле, отдыхе. Ласке. В ней он удовлетворяет потребность в движении, она предоставляет ему возможность на доступном его пониманию уровне изучать окружающий мир.
       Одним из значимых принципов семейного воспитания является принцип органичности и преемственности в освоении знаний предыдущему опыту ребенка. И в этом смысле знание никогда не может быть навязано ребёнку. Оно всегда выстраивается на мироощущении и миропонимании ребёнка, его личном опыте. В семье чаще интуитивно, нежели сознательно следуют этому принципу. А вот в практике общественного воспитания чаще бывает иначе. Знание навязывается со стороны и должно быть (а почему "должно", ребёнку не объясняют) им усвоено.
       Задача педагога - помочь ребёнку выстроить в своем сознании новые понятия, помочь организовать свою деятельность и в результате получить свои новые знания как следствие движения по его индивидуальному пути.
       Принцип использования комментариев требует от педагога демонстрации ребенку своего хода рассуждений по поводу выхода из проблемной ситуации. Родители и другие члены семьи так поступают довольно часто. По существу, они ничего не рекомендуют ребенку, а только лишь демонстрируют ребенку свой смысл, свое знание, свой ход мыслей.
Исследователи сравнивают комментарий с волшебным зеркалом, в котором ребенок каждый раз может увидеть себя со стороны. А также свой будущий образ. Он оказывает огромное психологическое воздействие на ребёнка. В нем он усматривает интерес к себе, к своей деятельности, улавливает отношение к себе взрослого. Правильно построенный комментарий вдохновляет, мобилизует ребёнка на совершенствование своей деятельности и прокладывает путь к развитию своего самосознания.
       В каждой нормальной семье родители, как правило, создают достаточно много ситуаций для демонстрации ребёнком своих возможностей. Кто не помнит себя в детстве стоящим на табурете и читающим гостям стихи? Создание бесчисленного множества для бесконечной демонстрации ребенком своих возможностей называют принципом резонанса. Это очень важный принцип семенного воспитания. Благодаря его реализации ребёнок "видит" свои растущие возможности. Он начинает создавать "себя будущего" и стремиться к его воплощению. И так начинается путь саморазвития.
       Использование принципов семейного воспитания в практике дошкольного образования и особенно в физкультурно-оздоровительной работе требует организации системы специальных проблемных педагогических ситуаций. Суть их не в передаче знаний о здоровом образе жизни или обучении уходу за своим телом или физическим упражнениям, а в характере организуемой деятельности, в характере комментариев взрослого, в возможности продемонстрировать деть своих растущих возможностей. И что самое важное - поведение ребёнка в каждой конкретной ситуации должно быть им осознанно.
       Следует постоянно работать с собственными смыслами ребёнка, помогая ему осознавать ему как человека своими намерениями, целями, желаниями, симпатиями и антипатиями человека, наделенного способностями, чувствовать, мыслить, понимать, выстраивать свою деятельность.
       В три-четыре года такая мыслительная деятельность еще не под силу. Но это не означает, что начинать ее следует в старшем возрасте. Каждый раз после физкультурного занятия, водной процедуры, игры, гимнастики следует спрашивать детей о том, понравилось ли им заниматься, хорошо ли они себя чувствовали, не устали ли они и т.п.
       Если подобная работа ведется в системе, то постепенно малыш научится запоминать свои действия, размышлять над ними.
       В старшем дошкольном возрасте работу над поиском ребёнком своего смысла и целей в общей для всех детей физкультурно-оздоровительной деятельности должна быть предельно целенаправленной. Она претворяет физкультурные мероприятия и завершает их. Следует особо отметить, что ход подобных образовательных ситуаций ранее не планируется, поскольку напрямую зависит от внутренней логики развития физкультурно-оздоровительной деятельности в конкретный временной период времени.
       Успех в осознании ребенком своей позиции созидателя в отношении своего здоровья во многом зависит от профессионально-личностных установок воспитателя или физинструктора, от кого, как они понимают основную направленность своего общения, своего совместного проживания различных образовательных ситуаций с ребёнком.

Назад
      
      
    

425000, Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Щорса, 15, тел. (83631) 67099, dou3@bk.ru

© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2006-2014 гг.