|
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 3 "Орлёнок"
г. Волжск РМЭ
"Использование
проектирования экологического образовательного пространства в условиях
инновационной деятельности"
(выступление на курсах повышения квалификации при МИО)
Выполнила:
Заведующая ДОУ
Зиннатова Г.Х.
20.11.2009
г.
"Человек
не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной
сферой.
Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят
его отношения с природой".
Академик Н.Н. Моисеев
Экологическое состояние
нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся
ситуации и сознательного к ней отношения. Человечеству необходимо
отойти от отношения к природе, ко всему окружающему с точки зрения
антропоцентризма, т.к. человечество стоит на грани экологического
кризиса. Не нужно забывать, что человек это только часть природы,
целиком и полностью от нее зависящая. Светлана Николаевна Николаева
писала, что 20-21 век - это кульминация негатива, созданного человеческой
цивилизацией, где человек считает себя царем природы. Поэтому так
важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания
и образования.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой
могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения
у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше
стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции
"устойчивого развития", согласно которой человечество должно
согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское
отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием
перехода современного общества к "устойчивому развитию"
является экологическое образование. В "Концепции устойчивого
развития России" особо подчеркивается необходимость формирования
всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России,
в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации
"Об охране окружающей и природной среды" (ст. 73. Всеобщность,
комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования;
ст. 74. Обязательность преподавания экологических знаний в учебных
заведениях; ст.75. Профессиональная экологическая подготовка руководящих
работников и специалистов; ст.76. Распространение экологических знаний")
и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы
для формирования системы экологического образования населения. "Указ
Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению
устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН
по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие
постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд
первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают
создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования,
первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте
закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение
к окружающему миру.Начало
формированию системы непрерывного экологического образования в России
положили материалы Международной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП в Тбилиси
в 1977 г. и конгрессы в Москве, "Тбилиси + 10" (1987 и 1990
гг.).
Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано
в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом.
В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов
дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако все еще не
выработан единый подход к целям и задачам экологического образования
дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического
образования, отбору его содержания; не сложилось единой концепции,
системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики
результатов, не определены пути и условия экологического образования
в ДОУ. Наблюдается противоречие: цели, задачи, содержание экологического
образования дошкольников определяются с позиции новой, эксцентрической
парадигмы, в то время как содержание и методика - со старой, антропоцентрической.
Данное противоречие осложняет функционирование дошкольной ступени
как неотъемлемой части системы экологического образования.
Академик А.Н.Леонтьев,
отмечает, что у детей дошкольного возраста может быть сформирована
готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Но
кто, как не взрослый поможет полному восприятию окружающего мира и
осознанному отношению к природе. А взрослый может найти поддержку
и помощь в воспитании своего ребенка в дошкольном учреждении в лице
воспитателя.
Развитие ДОУ в современных условиях зависит от умения руководителя
быстро и гибко реагировать на изменения, происходящие в экономической,
социальной, образовательной сферах, умения внедрять в практику научно-педагогические
достижения в области управления. Концепция современного дошкольного
образования предполагает применение моделирования и проектирования
в управлении ДОУ. Моделирование деятельности дошкольного учреждения
начинается с проектирования единого экологического образовательного
пространства, представляющего ведущую идею, вокруг которой можно выстраивать
образовательную систему ДОУ. Цель единого образовательного пространства
- интегрировать базисную и вариативные экологические программы путем
использования единой инновационной технологии, общих образовательных
методов и приемов с целью реализации потенциала каждого педагога и
воспитанника.
Педагогическое проектирование - это стремление каждого коллектива,
каждого индивидуально педагога найти себя и лучше осознать свой потенциал
и возможности в новых социально-экономических условиях.
При проектировании экологического образовательного пространства
ДОУ нужно определить основные условия, необходимые для организации
инновационной деятельности. Из наиболее важных условий следует выявить
следующие:
- кадровые,
- организационно-педагогические,
связанные с деятельностью по созданию экологической развивающей
среды;
- здоровьесберегающие,
направленные на охрану здоровья воспитанников и ориентацию их на
здоровый образ жизни;
- психологические,
направленные на создание благоприятного климата в коллективе, условий
для творческой активности педагогов;
- материально-технические;
- социально-культурные,
направленные на установление контактов в социуме;
- административно-правовые
и финансовые;
- научно-методические,
связанные с изучением результатов педагогических исследований по
поставленной теме.
Создаваемый проект деятельности
ДОУ содержит информацию об его возможных состояниях, о путях достижения
этих состояний, учитывая необходимые данные в педагогической системе
и окружающем социуме.
Одно из основных направлений разработки и внедрения экологического
проекта - реализация образовательной программы, Программы развития
ДОУ. Свободный выбор образовательной программы позволяет педагогам
проявлять творчество, смело использовать инновации, а детям иметь
комфортную среду обитания, чувствовать уважение их интересов и признание
самоценности дошкольного периода жизни.
Рассматривая категорию "экологический проект", следует остановиться
на истории его появления в системе дошкольного воспитания.
Впервые появление термина "образовательный проект" связывают
с именем американского педагога В. Кильпатрика (1918 год), который
вошел в историю как родоначальник метода проектов. В СССР метод проектов
появился в 20-30 гг. (В.Н. Шульгин, Н.К.Крупская, Б.В. Игнатьева,
Е.Г.Кагаров, М.В. Крупенина и др.) как "единственное средство
преобразования школы учебы в школу жизни".
Приоритетными направлениями
развития технологий дошкольного экологического воспитания в соответствии
с общей Концепцией непрерывного экологического образования, в последние
годы стали:
- ориентация на использование
авторских программ экологического образования,
- расширение материальной
базы ДОУ (а именно - экологических пространств),
- внедрение, наряду
с традиционными занятиями, экологических проектов.
Теоретические проекты классифицируют
на следующие виды:
- по типу деятельности
- созидательный
проект
- потребительский
проект
- проект решения
проблемы
- проект-упражнение.
- по характеру поставленных
задач и участников:
- коллективные
проекты
- индивидуальные
проекты
- игральные проекты
- общественно-полезные
проекты
- большие и малые
и т.д.
В российской системе дошкольного
воспитания наиболее распространены следующие варианты экологических
проектов: экологическая акция, экологический марафон, экологическая
инициатива, экологическая почта, экологическая экспедиция, экологический
тренинг.
Экологическая акция - социально-значимое комплексное мероприятие
экологического содержания. Обычно акции приурочены к каким-либо датам,
событиям, имеющим общественное значение, поэтому имеют общественный
резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат
способом пропаганды экологических идей среди родителей. Например,
акция "Зелёная ёлочка - живая иголочка" длится около 1,5
месяцев и предполагает проведение следующих мероприятий: цикл наблюдений
за елью на участке д/с, создание плакатов в защиту живой ели, традиционный
новогодний утренник, праздник-досуг на Рождество вокруг живой ели
на участке, осмотр выброшенных елей. (наш слайд с елками)
За рубежом в США, Англии, Германии, Швеции проводятся проекты на темы:
"Мы и окружающий мир", "Макулатура и производство бумаги",
"Закладывание компоста", "Экологичные подарочные упаковки",
"Экологичный школьный портфель и его содержимое", "Жить
без мусора". Очевидно,
что тема "Мусор и экосистема" требует специального внимания
и, прежде всего, внимания тех, кто работает над развитием экологического
образования в России. Недопустимо ее дальнейшее замалчивание, игнорирование.
Ждать, что "само пройдет" и пробираться через мусорные свалки,
ехать в грязном транспорте, идти по замусоренным улицам.
Детей этому необходимо научить, как выучивают таблицу умножения, чтобы
однажды, наконец, увидеть: чисто не там, где убирают, а там, где не
сорят.
Организовывая в своем детском саду и за ее территорией экскурсии с
детьми, пытаемся показать и закрепить, где и как бросать мусор: как
поступить с пищевыми отходами, бытовым мусором.
В нашем детском саду на протяжении семи лет функционирует экологический
кружок "Флорик". Одно из направлений экологического кружка
- изготовление и применение в жизни детского сада дидактического материала
и пособий из бытовых отходов.
Другим и очень важным направлением мы считаем проведение акций по
привлечению родителей и горожан к проблеме сохранения чистоты и порядка
в окружающей нас природе. Например, "Люди! Поймите, что
сохранность природы зависит только от нас!", "Наша планета
Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь!"
Целью проводимых акций: учить и воспитывать детей жить в согласии
с окружающей средой, природой, не загрязняя ее бытовым мусором.
Экологический марафон
- комплексная программа, цикл творческой экологически ориентированной
деятельности соревновательного характера. Участниками обычно являются
сборные команды из детей и родителей. Длится от месяца до года и включает
3 тура:
1. Формирование
знаний и представлений по теме марафона, конкретизация и разъяснение
условий и правил.
2. Выполнение конкурсных заданий в заочной форме с отслеживанием промежуточных
результатов.
3. Финальное состязание команд, подведение итогов.
В период проведения "Марафона"
возможно проектирование сотрудничества общеобразовательными и музыкальными
школами, библиотеками, экологическими центрами.
Экологическая инициатива
- вариант экологического проекта, включает в себя виды экологической
деятельности, инициированной самими детьми. Цель инициативы - развитие
самостоятельности и сознательности детей в решении экологических проблем.
Задача педагога - создать ситуацию, стимулирующую детей к активной
экологической деятельности посредством организации целевых прогулок
следующей тематики: "Лесная стоянка", "Стоянка
цветов", "Стоянка насекомых", "Мертвая стоянка",
"Служба Айболита". (создать рисунки)
Экологическая почта
- форма организации разных видов экологической деятельности детей,
обусловленная перепиской с воображаемым персонажем. Развитие творческого
потенциала личности происходит в творческой деятельности, неприемлемое
условие которой - получение ребенком удовольствия от этой деятельности
в ярко выраженных положительных эмоциях. Только при этом условии развивается
творческий и познавательный потенциал ребенка. Возможности эмоциональных
переживаний мы достигаем, создавая проблемные игровые ситуации в экологической
проектной деятельности. Педагог преднамеренно создает на проекте-
занятии проблемную игровую ситуацию. Именно эта преднамеренность побуждает
детей к поисковой, познавательной активности. А возникает ли проблемная
ситуация, "принял" ли ее ребенок, можно судить по их эмоциям.
Педагогу важно не упустить момент, когда потребность в получении познавательной
информации, в экологическом "исследовании" возникает у самих
детей, когда она может стать мотивом коллективно - распространенной
деятельности. Работа над проектом может быть спланирована на одно
занятие, на день или может продолжаться от недели до нескольких месяцев.
Внутри проекта могут осуществляться различные задачи. Познавательного,
воспитательного, созидательного характера. Результатом работы может
быть: решение проблемы, составление коллекции, альбома, стенгазеты,
журнала, книги, праздник и т.д.
Дети вместе с воспитателем обсуждают проблемы и разрабатывают их решения,
оформляют задания по проекту. Работая по проекту, дети переходят от
одного замысла и его воплощения к другому, более мелкому или более
глобальному. Развивая умение смотреть на объект с разных позиций,
мы учим детей не бояться трудностей, осторожно, но настойчиво преодолевать
возникающие проблемы и препятствия.
Своеобразие предлагаемой методики состоит в поощрении поискового подхода
к обучению, в поощрении развития активности, ответственности, любознательности.
Проект - это развивающие моменты в жизни ребенка, дающие ценные экологические
знания. Педагог показывает детям закономерности, учит логически мыслить,
тонко чувствовать на различных природных объектах.
Дети только вступают в жизнь и им важно иметь представление о мире,
в котором они живут. Участие самого ребенка в проектной деятельности
позволяет ему шире познать окружающую действительность.
Экологическая экспедиция - завершает изучение крупной темы,
или раздела программы и закрепляет полученные знания практическим
путем. Организация и проведение экспедиции включает три этапа:
1. Подготовительный.
Составляется программа экспедиции, разрабатывается маршрут, распределяются
обязанности между детьми, родителями, воспитателем, осуществляется
подбор оборудования, совершаются тренировочные выходы.
2. Основной. Проведение экспедиции, выполнение запланированной исследовательской
работы, сбор материала, подтверждение теоретических знаний практическими
фактами.
3. Заключительный. Обработка полученных экспериментальных данных,
классификация собранных материалов, формулировка выводов по итогам
практической деятельности. Завершается заполнением альбома - дневника
экспедиции, подготовкой стенда с рисунками, выставка собранных материалов.
В нашем ДОУ систематически
проводятся туристические походы по различным маршрутам.
Цель проведения:
Развитие у дошкольников стремления к здоровому образу жизни, интереса
к туризму и познанию родного края.
Задачи:
Расширить и закрепить у дошкольников знания о природе;
Научить их определять маршрут по плану-схеме;
развивать наблюдательность, логическое мышление;
формировать навыки осознанного выполнения правил поведения в природе;
развивать выносливость детского организма;
вызвать у детей радость от общения с природой.
Весной текущего года на
базе нашего детского сада был проведен туристический слёт
с участием детей 2-х детских садов, где действительно дети могли продемонстрировать
умения и навыки, способы взаимодействия с окружающей природой на станциях:
- "Знатоки природы"
- "Юные туристята"
- станция ловкости
- "Юный эколог"
- "Помоги себе
сам"
- привал
- конкурс рисунков
"Мы туристы"
Эколого-педагогический
тренинг (арт-экологический тренинг) - форма экологического воспитания,
которая решает следующие задачи:
- расширение чувственного
опыта детей, развитие персептивных возможностей при контакте с природными
объектами;
- развитие чувства
эмоциональной сопричастности к живой природе, чувства сопереживания;
- формирование экологических
установок личности, активной жизненной позиции по отношению к природе,
преодоление прагматического отношения к природе;
- тренировка навыков
и умений взаимодействия с природой;
- расширение индивидуального
экологического пространства.
Проводится тренинг воспитателем,
психологом, экологом. Длительность 20-30 минут. По структуре соответствует
психологическому тренингу, специфика в экологическом содержании.
Проекты с созданием мини-музеев и выставок. Народная мудрость
гласит: "Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет причины".
Отрадно, что новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения
для организации мини-музеев. Например, в групповом помещении педагогу
представляется возможность выстраивать материал постепенно, по мере
поступления новой информации. Воспитатель в любое время может обратиться
к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты,
обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, проводить самостоятельные
исследования. Цели
и задачи мини-музеев
1.Обогащение
предметно-развивающей среды ДОУ.
2.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3.Формирование у дошкольников представление о музее.
4.Расширение кругозора.
5.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
7.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать
полученные знания.
8.Развитие творческого и логического мышления, воображения.
9.Формирование активной жизненной позиции.
В нашем образовательном учреждении
педагогами созданы мини-музеи и на их основе разработаны следующие проекты
и технологии:
В ходе создания мини-музеев
и проектов педагогический коллектив постоянно пополняет и обобщает экологические
знания на семинарах и консультациях, например:
- "Наблюдения -
ведущий метод экологического воспитания";
- "Использование
игры в экологическом воспитании детей";
- "Обмен опытом
в проведении с детьми наблюдений за птицами участка и работа с календарём";
- "О диагностике
экологического образования дошкольников";
- "Экологизация
развивающей среды дошкольников";
- "Экология души";
- "Проектно-исследовательская
деятельность в экологии".
Таким образом, говоря об
экологических проектах, можно выделить такие базовые принципы:
- возможность привлечения
разновозрастного контингента участников (дети, родители, специалисты
детского сада, представители ближайшего социума и др.);
- ориентация на синтез
разных видов деятельности (познавательная, экспериментальная, творческая,
изобразительная, игровая, культурно-досуговая и т.д.);
- интеграция с традиционными
формами экологического воспитания (занятие, игра, прогулка, развлечение
и др.);
- вариативная продолжительность
(от 20 минут до 1 года) в зависимости от характера поставленных
задач;
- общественная значимость.
Таким образом, анализ
существующих в Сети образовательных экологических проектов показывает,
что данная проблематика является интересной и востребованной. Это
обусловлено большой вовлеченностью детей в процесс познания окружающего
мира, личностной и социальной значимостью экологических проблем, возможностью
вести широкомасштабные наблюдения, экспериментальную деятельность.
В заключении хочется прочесть
строки из стихотворения:
Все мы
дети природы, ее малые части,
От ее основания мы все поднялись,
Без живительных ветров не ведать нам счастья
И без солнечных циклов закончится жизнь.
Нас влекут бесконечно далекие дали,
Облака над горами, течения рек,
В каждой ветке цветка видны наши печали,
В каждой клетке живого сокрыт человек.
Ты подумай об этом в свободное время
И о том, что сокрыто за множеством слов?
На природу, взвалив непосильное бремя,
Разрушая, что создано ходом веков.
Разрывая природные сложные связи,
Мы не свой разоряем, Божественный дом
И тем самым, быть может, не вдруг, и не сразу,
Мы лишаем детей пребывания в нем.
|
|