1.
Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей
мира животных.
Оборудование.
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный
двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое
небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки;
волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.
Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки,
вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки,
стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция
к проведению
Педагог
предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и
разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять
вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на
карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять
третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить
их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь
фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их
в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил
животных на картах.
После того как ребенок справится
с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных,
три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить
на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
Как называется животное
(птица, насекомое)?
Что ты можешь рассказать
о нем?
Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без особого труда
распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует
свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает
характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно
отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально
выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень
Ребенок иногда допускает
незначительные ошибки при распределении представителей животного мира
по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит
представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки,
но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы
отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным,
птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего
Ребенок часто допускает
ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не
всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей
фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки.
На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает,
то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение
к животным, птицам и насекомым.
2. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных
особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция,
бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек);
лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для
рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению
Педагог называет пять комнатных
растений, предлагает показать их.
Какие
условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
Как
правильно ухаживать за комнатными растениями?
Покажи,
как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
Для
чего нужны людям комнатные растения?
Нравятся
ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает
из представленных (даны в скобках) выбрать:
а)
сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б)
лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в)
ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г)
цветы сада и цветы леса (астра, под снежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок самостоятельно называет
разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет
группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия,
необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает,
как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально
выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень
Ребенок иногда допускает
незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников
и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений,
иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого
называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных
растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические
умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным
растениям.
Уровень ниже среднего
Ребенок затрудняется называть
виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить
группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью
к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
3.
Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей
неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Педагог предлагает определить
содержимое баночки. После того, как ребенок назовет объекты неживой
природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
Какие
свойства песка ты знаешь?
Где
и для чего человек использует песок?
Какие
свойства камней ты знаешь?
Где
и для чего человек использует камни?
Какие
свойства воды ты знаешь?
Где
и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без труда определяет
содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики
объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего
люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные
вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень
Ребенок в основном правильно
определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные объекты
неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит
примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Уровень ниже среднего.
Ребенок допускает значительные
ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет
отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется
при ответе на вопрос, для чего они используются.
4.
Контрольные задания для определения уровня знаний времен года.
Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению
Педагог: Какое время года
тебе нравится больше всего и почему?
Нарисуй картинку, где будет
изображено это время года. Назови время года, которое наступит после
твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.
Затем предлагает ответить
на вопрос "Когда это бывает?":
Светит
яркое солнце, дети купаются в реке.
Деревья
покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
С
деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
На
деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок правильно называет
времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные
признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при
ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?".
По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени
года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к
природе.
Средний уровень
Ребенок правильно называет
времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда
допускает незначительные ошибки. На вопрос "Какое время года
тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно. В рисунке
отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает
эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего
Ребенок не всегда правильно
называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос
"Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет
только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки
того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к
природе.
5.
Контрольные задания для определения уровня отношения к миру природы.
Педагог предлагает ответить
на следующие вопросы.
Как
ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)?
(Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает: "Если
бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за
ними?".)
Как
ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском
саду (если они есть)? (Если в детском саду их нет, спрашивает:
"Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как
бы ты стал ухаживать за ними?".)
Что
ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада
всегда росли растения?
Как
мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок полными предложениями
отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними
животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между
деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда
выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень
Ребенок отвечает на поставленные
вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными
и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между
деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить
свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего
Ребенок затрудняется отвечать
на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать
за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает
взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и
растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.