ДОУ № 3 г.Волжска "Орлёнок", Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление деятельности педагогического коллектива ДОУ № 3 "Орлёнок"
Эмблема садика "Орлёнок"

МДОУ комбинированного вида детский  сад № 3 "Орлёнок"

Экологическое воспитание дошкольников

Главная

О нас

Новости
История

Документация
Сотрудники
Фотоальбом

Материалы по основным направления педагогической деятельности ДОУ:

Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие

ФГОС

Архив

Экологическое образование и воспитание

Гостевая

Опросы


Карта сайта

Экологическое воспитание дошкольников. Приоритетное направление деятельности педагогического коллектива ДОУ № 3 "Орлёнок".

Выступление на районном практическом семинаре Виноградовой Н.А.


       Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.

       Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
       В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
       Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
       Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
  1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
  2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
       Задача педагогов детского учреждения на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
       В течение последних пяти лет в нашем детском саду ведется углубленная работа по экологическому воспитанию дошкольников. Начиналось все с установления контактов с МЦБК , краеведческим музеем, СЭС.
       Тогда же мы приступили к созданию условий для обучения педагогов новым методам и технологиям экологического воспитания для применения в работе с детьми разного возраста.
       Нами были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: "Кроха", "Детство", "Радуга", "Развитие", "Истоки"; программы экологической направленности: "Мы", "Наш дом - природа", "Юный эколог", "Паутинка", программа Н.Г.Калегиной г.Казань.
       Элементы этих программ внедряем в нашу работу. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологии и экологического воспитания детей. На основе данных анкет планируется дальнейшая методическая деятельность коллектива. Планомерная, целенаправленная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей нашего образовательного учреждения. Экологические знания стали включаться во все занятия и другие виды детской деятельности. Воспитывая в детях любовь ко всему живому, мы прежде всего стараемся пробудить интерес к обитателям уголка природы: растениям, животным и птицам. Это дает возможность проводить систематические и длительные наблюдения, эксперименты и позволяет удовлетворять любознательность детей.
       Помимо уголков природы, в ДОУ оборудован экологический кабинет, в котором имеются разнообразные комнатные растения, живой уголок с временными и постоянными обитателями, здесь представлены разные климатические зоны (полюс, тропики, пустыня и средняя полоса), различные виды ландшафтов (овраг, горы, равнина, река, болото, водопад, озеро). В отдельном помещении создана мини-лаборатория. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараемся не упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое.
       В экологическом кабинете дети старших групп с удовольствием помогают ухаживать за животными и растениями. Малыши приходят играть в песочницу, круглый год узнают различные свойства песка. Важное место в кабинете занимает зона релаксации - мягкий диванчик, окружённый зелёными растениями, здесь дети отдыхают психологически.
       Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде, на окне дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Круглый год выращиваем овощи: летом на грядках, в остальное время на окне. Дети очень гордятся результатами своего труда. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно наши воспитатели на прогулках обращают внимание детей на красоту родной природы. Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа непосредственно на территории детского сада позволяет значительно расширить объекты наблюдения. Маршрут этой тропы предусматривает следующие объекты:
  1. Участок леса с хвойными и лиственными деревьями, муравейником, мхом и грибами.
  2. Цветник.
  3. Огород.
  4. Сад.
  5. Луг.
  6. Птичье дерево.
  7. Старое поваленное дерево, где живут насекомые, улитки.
  8. Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения растительного покрова под влиянием вытаптывания.
  9. Старый пень, покрытый мхом и грибами.
  10. Участки лекарственных трав. Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу.

       Мы считаем, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.
       Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, учим уважительному отношению к окружающему миру.
       Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило нас активизировать свою работу с родителями это: родительские собрания, информационные листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные беседы, ведение экологических дневников.
       Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
       Совместно мы провели акции "Посади дерево!", " Сохраним природу чистой". Планируем провести "Комнатное растение моего ребёнка", "Ёлочка зелёная иголочка", "Добрая зима", "Берегиня".
       В нашем дошкольном учреждении дети вовлекаются в разные мероприятия. В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах.
       Считаем, что выбранное нами приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Назад
      
      
    

425000, Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Щорса, 15, тел. (83631) 67099, dou3@bk.ru

© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2006-2014 гг.