|
Экологическое
воспитание дошкольников. Приоритетное направление деятельности педагогического
коллектива ДОУ № 3 "Орлёнок".
Выступление
на районном практическом семинаре Виноградовой Н.А.
Дошкольное детство - ответственный
период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.
Катастрофическое
ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем
современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать
природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
В дошкольном детстве закладываются
основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему
миру.
Детский сад является первым
звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед
педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической
культуры.
Формирование экологической
воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
-
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений,
знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
-
Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление
экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
-
Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
Задача
педагогов детского учреждения на основе эмоционально-эстетического восприятия
детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные
представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
В течение последних пяти лет
в нашем детском саду ведется углубленная работа по экологическому воспитанию
дошкольников. Начиналось все с установления контактов с МЦБК , краеведческим
музеем, СЭС.
Тогда же мы приступили к созданию
условий для обучения педагогов новым методам и технологиям экологического
воспитания для применения в работе с детьми разного возраста.
Нами были изучены и проанализированы
разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском
саду: "Кроха", "Детство", "Радуга", "Развитие",
"Истоки"; программы экологической направленности: "Мы",
"Наш дом - природа", "Юный эколог", "Паутинка",
программа Н.Г.Калегиной г.Казань.
Элементы этих программ внедряем
в нашу работу. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются
на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в
знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологии
и экологического воспитания детей. На основе данных анкет планируется
дальнейшая методическая деятельность коллектива. Планомерная, целенаправленная
работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем все это
позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном
направлении. Оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей нашего
образовательного учреждения. Экологические знания стали включаться во
все занятия и другие виды детской деятельности. Воспитывая в детях любовь
ко всему живому, мы прежде всего стараемся пробудить интерес к обитателям
уголка природы: растениям, животным и птицам. Это дает возможность проводить
систематические и длительные наблюдения, эксперименты и позволяет удовлетворять
любознательность детей.
Помимо уголков природы, в
ДОУ оборудован экологический кабинет, в котором имеются разнообразные
комнатные растения, живой уголок с временными и постоянными обитателями,
здесь представлены разные климатические зоны (полюс, тропики, пустыня
и средняя полоса), различные виды ландшафтов (овраг, горы, равнина,
река, болото, водопад, озеро). В отдельном помещении создана мини-лаборатория.
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей
действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараемся
не упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование.
Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами,
растворимыми и нерастворимыми и многое другое.
В экологическом кабинете дети
старших групп с удовольствием помогают ухаживать за животными и растениями.
Малыши приходят играть в песочницу, круглый год узнают различные свойства
песка. Важное место в кабинете занимает зона релаксации - мягкий диванчик,
окружённый зелёными растениями, здесь дети отдыхают психологически.
Выращивая отдельные экземпляры
растений в огороде, на окне дети познают их характер и потребности на
разных стадиях роста и развития. Круглый год выращиваем овощи: летом
на грядках, в остальное время на окне. Дети очень гордятся результатами
своего труда. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе,
о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков,
о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные
существенные признаки. Влияние природы на детей огромно, а впечатления
детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно наши воспитатели на
прогулках обращают внимание детей на красоту родной природы. Созданная
руками сотрудников и природой экологическая тропа непосредственно на
территории детского сада позволяет значительно расширить объекты наблюдения.
Маршрут этой тропы предусматривает
следующие объекты:
- Участок
леса с хвойными и лиственными деревьями, муравейником, мхом и грибами.
- Цветник.
- Огород.
- Сад.
- Луг.
-
Птичье дерево.
-
Старое поваленное дерево, где живут насекомые, улитки.
-
Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения растительного
покрова под влиянием вытаптывания.
-
Старый пень, покрытый мхом и
грибами.
-
Участки лекарственных трав. Каждый сезон дети совершают экскурсии
по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы,
за отдельными организмами, учатся ценить природу.
Мы
считаем, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного
отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие
в создании и сохранении природных богатств.
Большое внимание уделяем
проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем, как ухудшение
экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы,
учим уважительному отношению к окружающему миру.
Анализируя свою работу,
вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в
лесу, в парке, на участке детского сада, мы пришли к выводу, что необходим
тесный контакт с семьёй. Это заставило нас активизировать свою работу
с родителями это: родительские собрания, информационные листы, анкеты,
дни открытых дверей, индивидуальные беседы, ведение экологических
дневников.
Родители не отказывают в
посильной помощи, интересуются проводимой нами работой. Экологические
акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
Совместно мы провели акции
"Посади дерево!", " Сохраним природу чистой".
Планируем провести "Комнатное растение моего ребёнка", "Ёлочка
зелёная иголочка", "Добрая зима", "Берегиня".
В нашем дошкольном учреждении
дети вовлекаются в разные мероприятия. В результате целенаправленной
работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения
в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться
к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее
и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах.
Считаем, что выбранное нами
приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная,
наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать
экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально
использовать природное богатство.
|
|