ДОУ № 3 г.Волжска "Орлёнок", Экологический паспорт детского сада № 3 "Орлёнок"
Эмблема садика "Орлёнок"

МДОУ комбинированного вида детский  сад № 3 "Орлёнок"

Экологический паспорт детского сада № 3 "Орлёнок"

Главная

О нас

Новости
История

Документация
Сотрудники
Фотоальбом

Материалы по основным направления педагогической деятельности ДОУ:

Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие

ФГОС

Архив

Экологическое образование и воспитание

Гостевая

Опросы


Карта сайта

Экологический паспорт детского сада № 3 "Орлёнок"

       Общее количество детей, посещающих детский сад - 155.
       Общее количество персонала - 40 человек.
       Количество групп - 8, из них 3 - ясельного возраста, 1 - логопедическая.
       Кадровый состав ДОУ: заведующая, зам.заведующей по методической и воспитательной работе, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медработник, младшие воспитатели.
       В детском саду есть воспитатель-эколог. Воспитатель-эколог проводит занятия с детьми старших групп и подготовительной к школе группе; в соответствии с годовым планом - консультации, семинары по экологической грамотности педагогов и родителей.
1. Экологическая ситуация района.1.1. Общая характеристика района.
       Местонахождение дошкольного учреждения: г.Волжск, РМЭ, ул. Щорса, 15.
       Район, в котором расположен ДОУ № 3, характеризуется крайне неблагоприятной экологической обстановкой. Это объясняется влиянием крупного промышленного предприятия - МЦБК, который расположен в непосредственной близости. Дети, взрослые видят дымовые выбросы и чувствуют неприятные запахи. Электромагнитная обстановка нормальная. Уровень радиационного заражения - в пределах допустимых норм.
       Состояние здоровья детей ДОУ.
       Для нашего детского сада характерен высокий уровень распространенности заболеваний органов дыхания, кожи, нервной системы, отставание в весе, дислалии. В целом состояние здоровья детей благоприятное.
       Зеленые массивы.
       В непосредственной близости к ДОУ расположена березовая роща, более отдален парк Культуры и отдыха и зеленый массив.
1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада.
       ДОУ находится на улице, характеризующееся большим транспортным потоком.
       Как уже указывалось выше, недалеко от детского сада находится промышленное предприятие МЦБК, выпускающее бумагу и являющееся источником экологической опасности.
       В непосредственной близости от ДОУ расположена березовая роща, представляющая интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются интересные объекты: березовые аллеи, поляны, птичьи "поселения".

2. Характеристика территории детского сада.

2.1. Общие данные.
       Год строительства - 1938-й.
       Общая площадь земельного участка - 8669,6 м2.
       Общая площадь здания - 1989,4 м2.
       Территория детского сада ровная. Газоны занимают 70% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площади, дорожки.
       Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.
       Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые и резиновые протекторы, использующиеся как клумбы или песочницы. Кроме того, есть спортивная площадка с гимнастической лесенкой, бревном, беговой дорожкой.
       Территория детского сада огорожена деревянным забором высотой 1,5 м, в темное время года освещается часть территории, расположенной ближе к зданию.
2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров.
       Растительный мир.
       На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке достаточно много.        Практически все они в неплохом состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев, например, сосновая роща.
       Видовой состав деревьев: тополь, береза, рябина, клен, сосна, ель.
       Фруктовые деревья: яблоня, вишня.
       Кустарники: клен американский, сирень обыкновенная, желтая акация. В отдельных местах кустарники образуют живую изгородь.
       Газоны занимают 70% территории, однако они недостаточно ухожены. Культурные травянистые растения малочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участка. Сорные травянистые растения: ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, лебеда раскидистая, гравилат городской.
       Луговые растения: клевер ползучий, клевер луговой, тысячелистник обыкновенный, мышиный горошек.
Вдоль тропинок преобладают подорожник большой, одуванчик лекарственный. Влажные места выделяются присутствием горца землеводного, зеленых мхов.
       В одном из угловых участков территории находятся заросли крупных сорных растений (крапива, лопух) высотой до 1 м. в целом на газонах преобладают злаки и разнотравье.
       Животный мир.
       На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, снегири, сороки, грачи, скворцы, трясогузки, голуби; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи и пауки.
       Почва.
       На территории детского сада преобладают натуральный грунт. Удобрение используется только в виде перегнивших листьев.        Привозится песок для песочниц.
       На игровых площадках вытоптанность до 60%, грунт очень плотный, песчаный. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев - те, возле которых часто играют дети.2.3.
2.3. Зонирование территории
       Различные зоны территории детского сада отмечены на картосхеме.
       Территория регулярно посещается посторонними: вход на участок свободный; через него осуществляется транзитный проход (по асфальтовой дороге и по одной из игровых площадок). На территории часто гуляют подростки и мамы с маленькими детьми, приходящие из соседних домов. Все это осложняет оформление участка.
2.4. Загрязнение территории
       Запыленность территории с западной стороны средняя, так как автодорога отделена от нее рядом деревьев, объемными и высокими, но возможно попадание вредных веществ (газообразных). Деревянный забор устаревший, пропускает пыль, снег и шум. С восточной стороны запыленности нет, т.к. рядом находится березовая роща и нет автомагистралей.
       Ветровой режим благоприятный, т.к. участок со всех сторон окружен высокими деревьями, смягчающими порывы ветра.
Шумовой фон умеренный. С восточной стороны свободно слышен тихий разговор и шепот. Но с западной стороны, находящейся вблизи автомагистрали наблюдается повышенный шумовой фон, где слышен шум проезжающих машин.
       Территория посещается легковыми машинами, привозящими детей, и грузовыми, привозящими продукты. Но подъездные пути находятся в местах отдаленных от игровых площадок.
       Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником. Есть свалка сухих листьев. На территории детского сада имеется мусоросборник, который по мере необходимости очищается и вывозится за пределы.

3. Оформление помещения.

3.1. Характеристика здания и помещения.
       Здание кирпичное. Этажность здания: 2. Общая площадь здания - .
       Помещения для занятий: экологический кабинет, физкультурный зал, логопедический кабинет, кабинет изучения марийского языка и марийской культуры, психологический кабинет.
       В помещениях групп существуют разделение на зоны: зона игр, учебная зона, зона природного уголка и спальная.
       В оформлении групповых помещений и коридоров используются поделки из папье-маше, искусственные и живые растения, панно из яичной скорлупы и соленого теста, пни, деревянные спилы, коряги, сухие стволы и ветки.
       При оформлении внутренних помещений использованы: обои, краска, синтетические ковры.
3.2. Характеристика здания и помещения.
       Обитатели живого уголка: волнистые попугайчики, хомяки, черепаха.
       Обитатели аквариумов: гуппи, меченосцы, скалярии, золотые рыбки, сомики, улитки.
       Во всех группах существуют природные уголки, в которых имеются аквариумы с рыбками, во многих группах живут хомяки, черепахи. Животные для живых уголков были подарены родителями или куплены на их пожертвования.
Наиболее распространенные растения групп: хлорофитум, бальзамин, бегонии, герань, традесканции, фиалки.
Площадь экологического кабинета - 70 м2.
       Оформление: обои, панорама климатических зон, аквариумы, макеты природных явлений (река, озеро, болото, водопад; вулкан, горы) на спилах деревьев, натуральная песочница, макет муравейника, наглядные пособия, детские работы и поделки из природного материала.
       Состав растений: папоротник, фикус, бальзамин, кактусы, алоэ, розан, сансевиерия, пандус Вейча, каланхоэ, диффенбахия, холрофитум, филодендром, гипеастриум и др.
       Создан действующий огород в зимнее время.
       Оборудование и учебные материалы: ракушки, камни, семена, кора, листья различных растений, лаборатория, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду.

       Отходы: за день выбрасывается приблизительно 20 кг отходов.
       Отопление центральное. На зиму проводится утепление окон и дверей во всех помещениях. Используемые химические вещества: хлорная известь, хлорамин - используется для дезинфекций. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается младшим воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода. Дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится городской СЭС.

5. Программы и методики.

       В работе используются следующие программы: С.Н.Николаевой "Юный эколог", А.Н.Кондратьева "Мы" - Программа экологического образования, Н.В.Васильева "Программа воспитания и образования в детском саду".
5.1. Используемая методическая литература.

  • С.Н.Николаева "Юный эколог";
  • С.Н.Николаева "Эколог в детском саду";
  • С.Л.Мясникова "Экология для больших и маленьких";
  • Н.А.Рыжова "Экологическое воспитание в детском саду";
  • А.И.Иванова "Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду";
  • Н.Г.Колегина "Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников";
  • С.Н.Николаева "Экологическое воспитание дошкольников";
  • С.Н.Николаева "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве";
  • "Животный мир", энциклопедия;
  • Большая энциклопедия для дошкольника.
5.2. Дидактические материалы.Экологические игры:
  • "Четвертый лишний";
  • "Найди по описанию";
  • "Лесная школа";
  • "Садовод";
  • "Как зовут тебя, деревце?";
  • "Дары природы";
  • "Зверята";
  • "Найди лишнего";
  • "Собери картинку";
Лото:
  • "Времена года";
  • "Ассоциации";
  • "Растения";
  • "Двойняшки";
  • "Кто где живет?";
  • "Соседи по планете";
  • "Родная природа".
Аудиозаписи:
  • "Голоса птиц";
  • "Голоса животных".
5.3. Основные направления работы.
В течение года в детском саду проходят занятия по экологии с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, экологические праздники, викторины как в помещении детского сада, так и на территории и в лесном массиве.
5.4. Связь с другими организациями.
ДОУ тесно сотрудничает с городским экологическим центром и "Республиканским биологическим центром учащихся".
5.5. Дополнительные сведения.
Заболеваемость детей за последние 6 месяцев (данные на 01.09.2005 г.):
  • ОРЗ, грипп - 140 случаев;
  • Ангина - 1;
  • Отит - 2;
  • Ветряная оспа - 57;
  • Бронхит - 18;
  • Прочие случаи - 27.
  • Общее количество случаев: 245.

       В среднем пропущено ребенком по болезни 7,1 дней.
       С 1 сентября 2005 г. детский сад является экспериментальной площадкой по экологическому образованию дошкольников.

6. Выводы и рекомендации.

6.1. Благоустройство и использование территории ДОУ.
       Территория детского сада недостаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует окультурить значительную часть газонов, заменить сорные виды на газонные злаки. Отдельные группы сорных растений должны быть оставлены для проведения занятий. При подборе видов для озеленения следует учитывать заброшенные и вытоптанные участки.
       Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, расширить цветники; посадить лекарственные растения, злаковые культуры; продолжить уход за огородом.
       Вдоль западной стороны заборной изгороди желательно посадить лиану, которая наиболее эффективно поглощает вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах, и будет снижать уровень шума.
       Необходимо вскопать почву вокруг ряда деревьев, т.к. в некоторых местах наблюдается сильное вытаптывание.
Для привлечения на участок птиц следует увеличить количество кормушек, развесив их на разных деревьях.
       Убрать или засыпать грунтом лиственную свалку на территории ДОУ.
       Закрыть транзитный проход через территорию ДОУ. Заменить забор на более прочный, препятствующий проникновению посторонних.
       Своевременно (1 раз в год) заменять песок в песочницах.
       На основе проведенных исследований была разработана схема экологической тропинки с рекомендациями по ее использованию.
6.2. Оформление помещения.
       Внутренне оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей.
       В целях оздоровления детей необходимо в групповых помещениях и спальнях пересмотреть присутствие комнатных растений, влияющих на оздоровление детей. Рекомендуется ароматизировать спальные помещения засушенными травами, влияющими на длительный и спокойный сон.
       Учитывать присутствие животных в группах с аллергическим состоянием воспитанников.
6.3. Влияние на окружающую среду.
       Необходимо провести детальный анализ использования воды и электроэнергии и, по возможности, сократить их потребление.
       Также необходимо проанализировать состав отходов с целью сокращения их объема. Увеличить использование природных удобрений, перегноя листьев, в качестве удобрений.
6.4. Профессиональная и методическая база.
       Для проведения занятий с детьми и организации методической работы, необходимо "узаконить" ставку эколога. Возможен обмен опытом с другими дошкольными учреждениями г.Волжска, занимающимися аналогичными проблемами.
       Пополнить существующий книжный фонд периодическим изданием "Экологическое образование" (научно-методический журнал).        Регулярно проводить семинары по экологическому образованию среди педагогического состава.
       Посвятить родительскому собранию экологический вопрос, привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.
       В экологическом кабинете рекомендуется создать картотеку комнатных растений, на которой отмечать страны растений; паспорта животных.
       Открыть экспериментальную площадку под руководством С.О.Груниной, преподавателя МГПИ им.Крупской.
Примечание: Паспорт составлен в сентябре 2004 г.

Заведующая ДОУ: Зиннатова Г.Х.
Зам.зав.: Виноградова Н.А.

План территории ДОУ № 3 "Орлёнок"

схема

       В настоящее время (ноябрь 2005 г.) открыта экспериментальная площадка на базе нашего ДОУ. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, преподаватель МГПИ им.Крупской Грунина С.О.
       В годовой план включен постоянно действующий семинар по экологическому образованию педагогов ДОУ. Создана картотека комнатных растений, освещающая характеристику растений и правила ухода за ними. Проведен смотр-конкурс экологических зон в группах, в результате чего в каждой возрастной группе появился "живой уголок", аквариумы в ясельных группах.
       На территории ДОУ при непосредственном участии родителей посажены кусты сирени, спилены старые тополя, разбита еще одна цветочная клумба.

Заведующая ДОУ: Зиннатова Г.Х.
Зам.зав.: Виноградова Н.А.

Назад
      
      
    

425000, Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Щорса, 15, тел. (83631) 67099, dou3@bk.ru

© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2006-2014 гг.