Оборудование:
зал оформлен в виде зимнего леса, костюмы диких животных.
Ход
занятия:В
зале расположен макет зимнего леса. Дети подготовительной группы с
воспитателем входят в зал.
Вед.: Что это?
Дети: Лес.
Вед.: Как вы понимаете, что такое лес?
Дети: Лес - это где много растет деревьев.
Вед.: Какие деревья растут в наших лесах?
Дети: Береза, дуб, клен, ива, сосна, ель...
Вед.: Какие животные обитают в лесу, кто из лесных зверей меняет
цвет шубы?
Дети: В лесу живут лисы, зайцы, медведи, лоси, ежи... Меняют
шубку зайцы и белки.
Вед.: Зачем люди ходят в лес?
Дети: Для того, чтобы там отдохнуть, послушать тишину, понаблюдать
за жизнью леса, собирать ягоды и грибы.
Вед.: Как надо относиться к лесным обитателям?
Дети: Нужно их подкармливать зимой, в лесу не шуметь, нельзя
убивать и забирать с собой домой зверей и птиц.
Вед.: Какие лесные обитатели впадают в зимнюю спячку?
Дети: Зимой спят медведи и ежи.
Вед.: Какие пословицы и поговорки вы знаете о лесе?
Дети: "Сломать дерево недолго, вырастить - годы нужны";
"Старые
деревья молодые охраняют"
"Много
леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!"
"Подкорми
птиц зимой - они отплатят тебе добром летом".
Вед.: Давайте мы с вами потеплее оденемся, оденем шубы, шапки,
валенки, рукавички (имитация движений) и отправимся в зимний лес.
(Звучит музыка).
Посмотрите, как красиво на лесной поляне. Все деревья покрыты снегом
и инеем.
Дети: Я знаю стихотворение о зиме.
(Дети читают стихи.)
Вед.: Дети, давайте присядем на пенечки и послушаем тишину,
и полюбуемся на красоту леса.
(Танец елочек).
Всюду
иней серебрится,
Ветка
каждая блестит.
Скачет,
прыгает сорока
И
на месте не сидит.
(Выход зверей под музыку).
Вед.: Сорока, сорока, остановись! Что случилось?! Расскажи
нам!
Сорока: В меня кто-то стрелял из рогатки. Крыло болит, слава
Богу, хоть как-то летать могу, а вот дятлу не повезло. А за что?!
Ведь дятлы столько пользы приносят лесу. Они и деревья лечат, и дупла
для многих зверей и птиц делают. Тра-та-та-та. Ох! Жить нам стало
совсем невозможно рядом с людьми. Тра-та-та-та. Я пришла к вам просить
о помощи, чтобы вы защитили нас. Миша, Миша, выйди, выйди, расскажи
сам, что с тобой случилось.
(Входит медведь и стонет.)
Медведь: Я в берлоге крепко сплю.
И
меня нельзя будить!
С
осени свой жир коплю:
Много
ем и много пью.
Медведю
зимой одна работа -
Крепко
спать и весны ждать.
Но люди своим
шумом, выстрелами разбудили меня. Вышел я из берлоги, наступил на
что-то ужасное, оно вонзилось мне в лапу! Сколько крови потерял! Шага
ступить не мог. Спасибо сороке, она мне вытащила острый осколок от
бутылки. Лапа до сих пор болит, еле хожу. Ры-ра-ро-ру.
Вед.: Смотрите, лисонька бредет.
Лиса: Я зимы не боюсь!
В шубу
теплую ряжусь!
Хвост
красивый какой,
Он мне
нравится самой!
Живу в
норе. Там сплю, отдыхаю.
А затем
охотиться начинаю.
Ищу мышку
полевую
Или живность
какую.
Об этом
наверное, мало кто знает
Но и мне
зимой трудно бывает.
Иногда
бегаю целый день, а еды нет совсем!
Вышла я на полянку,
где люди отдыхали: кругом консервные банки валяются, а из одной так
вкусно рыбой пахнет. Захотелось полакомиться. Сунула нос в банку:
там и есть-то оказалось почти нечего, но нос сильно повредила, кровь
шла, а сейчас нарывает, болит. А-а-а.
Вед.: Чьи-то ушки из-за елочки видны?
Заяц: Я - заяц! Расскажу, как живется мне в лесу. К зиме, ребята,
побелел, шубку новую надел. Очень трудно зимой бывает. А питаюсь я
корой, ягодой замерзшей. Что под снегом заяц найдет - все ему впрок
пойдет. А я животом маюсь. Кто-то удобрения для полей рассыпал, а
я их за соль принял, полизал и чуть не умер, а живот до сих пор болит.
О-о-о-й.
Вед.: На снегу в сугробе чья-то норка видна и следы интересные
около нее, как иголки.
Еж: Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую норку. Готовил
с осени запас: грибы и ягоды припас! Трудился, не ленился! Ой, как
мне плохо. Какой-то охотничный пес раскопал мою норку, свернулся я
в клубок, чтоб защититься, он как толкнул меня лапой, что я покатился
с горки вниз и попал прямо на горячие угли, которые какой-то бездельник
оставил в кострище. Едва выбрался, но иголочки и ножки сильно обжег.
Так больно, что плакать хочется. Ы-ы-ы.
Вед.: Дети, как вы думаете, кто может помочь зверям?
Дети: Может помочь Доктор Айболит.
Медведь: Айболит живет только в сказке, а мы в обычном лесу
живем.
1 ребенок: Что же делать?
2 ребенок: Нужно как-то попасть в сказку!
3 ребенок: Нельзя же, чтобы они остались без помощи!
Вед.: Сейчас я попробую позвонить Доктору Айболиту по сказочному
телефону (набирает номер и говорит). "Здравствуйте, Доктор Айболит!
К нам пришли звери, птицы. Всем им нужна Ваша помощь. (пауза). Хорошо,
ждем!" Доктор Айболит сказал, что стало очень много больных зверей
и птиц. Большинство из них попадает в разные неприятности из-за людей.
Он очень занят и посоветовал его подождать. Давайте мы с вами поиграем
в игру и заодно согреемся. Скажите, чем питается ежик?
Дети: Ягодами, грибами, яблоками, мышами.
Вед.: Мы будем мышками, а ежик живет в своей норке.
(Проводится
подвижная игра "Ежик и мыши").
(Под
музыку входит Доктор Айболит).
Айболит: Здравствуйте, взрослые и ребята! Здравствуйте, птицы
и зверята! Всё отложил и к вам поспешил. Уж больно много у вас больных
собралось.
Вед.: Здравствуй, Доктор Айболит! Очень рады Вас видеть. Посмотрите,
пожалуйста наших зверей.
Айболит: Сейчас посмотрю. Что с тобой, сорока? Ты все трещишь
и трещишь.
Сорока: В меня кто-то стрелял из рогатки и повредил крыло.
Айболит: Давай-ка я посмотрю и поправлю твое крыло (лечит).
Сорока: Тра-та-та-та, я летаю, я летаю! (улетает).
Айболит: Что с тобой, Миша?
Медведь: Лапу порезал осколком бутылки, так сильно болит!
Айболит: Потерпи, Миша! Ребята, кто мне поможет?
Ребенок: Я.
Айболит: Вот тебе мазь из подорожника, помажь ему лапу и наложи
повязку. (Ребенок перевязывает).
Айболит: Что у тебя, Лисонька болит?
Лиса: Нос поранила жестяной консервной банкой.
Айболит: Смажу я тебе носик вот этой мазью, он и заживет!
Айболит: Заинька, что ты за живот держишься?
Заяц: Перепутал соль с удобрениями, живот и болит.
Айболит: Вот тебе морковка с витаминами, съешь и все пройдет!
Айболит: Ежик, а с тобой что?
Ежик: Я на горячие угли попал, обжег иголочки и ножки.
Айболит: Я смажу тебе иголочки и ножки мазью от ожогов.
Айболит: А где же сорока?
(Влетает
сорока).
Сорока: Вот и я. Я в лес летала сказать Белке, чтобы она прибежала
к вам и рассказала о своих бедах.
Белка: Стало невыносимо. Раньше грибники грибы под ногами искали,
а теперь есть такие, кто на мои запасы зарится!
Однажды
в лес противный тип
Пришел
с большой котомкой.
Небрежно
сбил ногою гриб,
И
выругался громко.
Стал
гнуть орешину - сломал.
Потом
залез на ветки.
И
все орехи обобрал
Не
думая о белке.
Г.Ладонщиков.
Айболит: Да! Плохи дела у зверей и птиц. Я уже не успеваю их
лечить, столько среди них пострадавших стало! Разве можно допустить,
чтобы животным было так опасно жить?! Ребята, а вы правильно ведете
себя в природе? Знаете ли вы, как следует себя вести, чтобы не причинять
диким животным вреда? Ну-ка, скажите, что нужно было сделать, чтобы
Мишка не порезал лапу?
1 ребенок: Нельзя бросать и разбивать бутылки, а если все-таки
что-то разбилось, необходимо собрать все осколки и взять в город,
а там выбросить в мусорный ящик. Нельзя оставлять стеклянную посуду
в лесу.
Айболит: Правильно! Молодцы! А что нужно было сделать, чтобы
в беду не попала лисичка?
2 ребенок: Нужно оставшуюся пищу положить на пенек, а пустые
банки забрать домой ми там выбросить в мусорный ящик.
Айболит: Хорошо знаете! А как нужно защитить Зайчика?
3 ребенок: Если нечаянно рассыпалось удобрение, его нужно тщательно
собрать с земли в плотный пакет. Остатки засыпать землей или закопать.
Айболит: Верно. А что вы скажете про того хулигана?
4 ребенок: Таких ребят среди нас нет.
5 ребенок: Мы бы ему сказали, что он враг леса, враг птиц и
природы, и позорит всех людей перед лесными жителями.
Айболит: Что правда - то правда! А кто виноват в беде Ежика?
6 ребенок: Нельзя позволять собакам обижать лесных малышей,
и костры в лесу жечь нельзя, а тем более, оставлять не погасив его.
Айболит: Да, костер в лесу - это очень опасно! А можно ли отбирать
запасы у зверей?
7 ребенок: Грибы и ягоды нужно собирать самим, а не у белки
отнимать. Кусты и деревья ломать нельзя.
Айболит: Правила поведения в природе вы знаете неплохо! Необходимо
только их всегда выполнять и другим напоминать, чтобы выполняли. Ребята,
как вы поступите, если пришли на поляну, а на ней уже кто-то оставил
после себя разный мусор?
8 ребенок: Мы соберем его и увезем с собой.
Вед.: Айболит, а наши дети знают хорошую песню о дружбе и хотят
ее спеть всем, и просят вас со зверями подпевать ее.
(песня
В.Улановского на слова И.Мазнина "Давайте дружить!")
Давайте
будем дружить
Друг
с другом
Как
птица с небом,
Как
поле с плугом,
Как
ветер с морем,
Трава
с дождями,
Как
дружит солнце
Со
всеми нами!
Давайте
будем
К
тому стремиться,
Чтоб
нас любили
И
звери и птица.
И
доверяли
Повсюду
нам,
Как
самым верным
Своим
друзьям!...
Давайте
будем
Беречь
планету -
Во
всей Вселенной
Похожей
нету:
Во
всей Вселенной
Она
одна,
Для
жизни, дружбы
Она
дана!