|
"Роль
заведующей в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Составлен:
заведующей I категории ДОУ № 3 "Орлёнок" Зиннатовой Гальсиой
Хабибулловной
Дата: 14.12.2005 г.
Моя
тема работы "Роль заведующей в экологическом воспитании детей дошкольного
возраста".
Учитывая весьма загрязненное
состояние окружающей природной среды в России, занимающей 3 место в
мире по выбросам и 74 место среди самых экологически чистых стран мира
и переживающей острый экологический кризис, переход к устойчивому развитию
для нашей страны задача не из простых.
Взаимоотношение человека с
природой - актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии
в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического
сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается
всю жизнь.
Современная концепция дошкольного
воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего
возраста, считая ее миром человеческих ценностей. "Среди них познавательные
ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает
радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом
и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их
непреложный характер".
Главным идеологом всей экологической
работы является заведующая детского сада и старший воспитатель, которые
своевременно ставят и осуществляют организационно-содержательные задачи,
координируют связь с внешними учреждениями, создают атмосферу всеобщей
заинтересованности в работе коллектива, создают условия для экологического
воспитания и эколого-оздоровительной работы с детьми.
Под моим руководством педагогический
коллектив дошкольного учреждения обобщил опыт работы по проблеме: "Экологическое
воспитание и образование детей дошкольного возраста".
Разработана педагогическая
технология, на что дан положительный отзыв старшим преподавателем кафедры
дошкольной и специальной педагогики МГПИ им. Н.К.Крупской.
В технологии выделены следующие
приоритетные задачи:
- развитие
способностей детей и реализация природного потенциала ребенка
через общение с природой; формирование экологического мировоззрения;
- накопление
знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых
с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
- установление
зависимости между объектами и явлениями природы, формирование
знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы
и умозаключения;
- воспитание
любви к природе родного края, Республике Марий Эл.
Пути
реализации:
- использование
программы "Юный эколог" С.Н.Николаевой, "Эко-Мир"
С.О.Груниной;
- разработка
занятий для старших дошкольников по разделам:
-
Времена года;
-
Вода и воздух;
-
Деревья;
-
Животный мир;
-
Птицы;
-
Насекомые;
-
Травы;
-
Космос. Звезды. Вселенная;
- организация
работы кружка, лаборатории;
- создание
эмоционально-насыщенной атмосферы в дошкольном образовательном
учреждении.
Основными
направлениями в моей работе являются:
Первое направление -
распределение функциональных обязанностей членов коллектива в экологическом
образовании, в первую очередь разработка и утверждение должностных обязанностей
воспитателя-эколога при общей признанной модели - эколога, которая существует
в нашем детском саду. У нас создана творческая группа для разработки
педагогической технологии по теме: "Приобщение детей старшего дошкольного
возраста к природе родного края" и проведена приказом по детскому
саду.
Второе направление -
это тесное сотрудничество с муниципальным управлением отдела образования.
Мы участвовали во всех предложенных отделом образования конкурсах и
смотрах. А также заключили договор с Марийским государственным педагогическим
институтом им.Н.К.Крупской в лице кандидата педагогических наук - Светланы
Олеговны Груниной, с которой мы ведем тесное сотрудничество.
На первом постоянно действующем
семинаре по экологическому образованию мы обсудили с ее участием перспективу
работы на дальнейшее сотрудничество.
Третье направление -
повышение самообразовательного уровня в области экологического образования
через различные формы: педсоветы, консультации, семинары, конкурсы,
курсовые подготовки при МИО.
В детском саду проведены смотры-конкурсы:
"Уголок
природы"; "Огород на окне"; "Лесные фантазии",
в процессе которых происходит становление нового мировоззрения у педагогов.
Решение задачи формирования экологического сознания в педагогическом
коллективе осуществляется на протяжении нескольких лет работы детского
сада по экологическому направлению.
Выступления на педсоветах,
консультациях по таким темам как: "Мировая сеть охраняемых природных
территорий"; "Особо охраняемые природные территории",
имеют особое значение для становления нового мировоззрения у педагогов.
Стержнем таких сообщений встают вопросы об экологии планеты, проблемах
загрязнения окружающей среды.
В конце прошедшего учебного
года выступила на педсовете с "Итогами инновационной деятельности
в экологическом воспитании дошкольников ДОУ № 3", где обсуждались
общие итоги воспитательно-образовательной работы с детьми.
Организуя работу с педагогическим
коллективом, я сама стремлюсь к познанию самых красивых мест природы
Марийского края. Стараюсь не упустить возможности посетить заповедные
места и обращаюсь к поэзии поэтов Республики Марий Эл, в первую очередь,
нашего города. И веду альбом с фотографиями, где я была со своей се5мьей
и друзьями, и стихами, посвященных данным местам.
Четвертое направление
- создание предметно-развивающей экологической среды.
Пятое направление -
финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, дидактических
игр, животных, растений и т.д.).
Шестое направление
- работа с родителями - это проведение родительских собраний на темы:
"Берегите природу", "Лекарственные растения на страже
здоровья"; совместные акции: "Посади дерево", "Не
рубите елочку"; конкурс плакатов: "Берегите природу".
Хорошим подспорьем в решении
задачи формирования экологического сознания родителей стал экологический
стенд, который отражает происходящее событие в мире, стране, регионе,
детском саду. Стенд объединяет всех сотрудников, в первую очередь узких
специалистов, на решение проблем экологии. Каждому специалисту в стенде
отведена рубрика.
В первой рубрике, которую
ведет заведующая раскрывается экологическое направление в работе дошкольного
учреждения. Еще две рубрики ведут заведующая и старший воспитатель,
в которой мы представляем документы международных организаций и международных
конференций по окружающей среде.
Остальные рубрики ведут специалисты:
музыкальный руководитель, старшая мед.сестра, физ.инструктор и т.д.
При таком распределении функций
весь коллектив участвует в работе над стендом.
Седьмое направление
- координация работы с другими учреждениями. У нас тесная связь со школой
№ 5, краеведческим музеем, детской центральной библиотекой, городским
экологическим центром.
С ними заключены договора
и составлены планы совместной деятельности. Данная связь оправдывает
себя и становится формой эколого-педагогической работы детского сада.
Педагогами детского сада были
даны открытые занятия:
- тема
"Поиски воробья" (по ознакомлению с окружающим, на городском
МО, 09.12.2003 г.);
- тема
"Как ежик выручил зайца" (по обучению рассказыванию,
на городском МО, 22.01.2003 г.);
- тема
"Петух и собака" (по развитию речи, на городском МО,
15.11.2004 г.);
- тема
"Дикие животные" (по развитию речи, для слушателей курсов
повышения квалификации воспитателей при МИО, 13.03.2003 г.);
- тема
"Чудо-овощи" (по обучению рассказыванию, для слушателей
курсов повышения квалификации воспитателей при МИО, 15.02.2005
г.).
Со
своим опытом работы неоднократно выступала на городском и республиканском
уровнях:
- в
2002 г. на республиканском практическом семинаре по теме: "Решение
задач формирования экологического сознания в педагогическом коллективе";
- в
2003 г. на кустовом заседании августовской конференции по теме
"Эколого-воспитательная работа в ДУ";
- в
2003 г. на городском методическом объединении заведующих по теме
"Экология для больших и маленьких";
- в
2005 г. на городском методическом объединении заведующих по теме
"Роль заведующей в создании экологической среды в ДОУ";
- в
2005 г. на республиканском практическом семинаре по теме "Роль
заведующей в создании экологической среды в ДОУ" (с показом
презентации);
- в
2005 г. на районном практическом семинаре "Система экологического
развития детей дошкольного возраста" с темой: "Роль
заведующей в создании экологической среды в ДОУ";
- в
2004 г. на республиканском смотре экологической работы образовательных
учреждений Республики Марий Эл по теме "Дошкольное детство
- ответственный период для формирования основ правильного отношения
к окружающему миру".
Проведенная
работа по экологическому образованию детей и взрослых позволила:
- воспитать
заинтересованность в постановке данной проблемы всего педагогического
коллектива и родителей;
- сформировать
экологическое мировоззрение воспитанников;
- научить
понимать и ценить природу;
- повысить
умственные способности, что наблюдается в результатах диагностирования
детей (на начало 2004-2005 учебного года - 2,0 балла, на конец
2004-2005 учебного года - 2,6 балла);
- в
2004 году ДОУ участвовало в городском и республиканском конкурсе
экологической работы и заняло призовое место по городу;
- воспитатель
I категории Сивцова Е.М. участвовала в республиканском конкурсе
экологических сценариев, поощрена дипломом;
- ДОУ
участвовало в "Марше парков" в 2004 г., награждено грамотой;
- Педагогический
коллектив награжден благодарностью за работу в честь 10-летия
заповедника "Большая Кокшага" в 2003 г.;
- Дети
подготовительной группы победили в республиканском конкурсе "Медвежонок
- символ заповедника" в 2004 году.
Подводя
итоги своего выступления хочется отметить самую наиболее трудную сторону
в данной работе: - это финансовое обеспечение, укрепление и расширение
материально-технической базы.
Наша перспектива: углубить
связь с МГПИ им. Н.К.Крупской с целью совершенствования работы по
экологическому воспитанию на научной основе.
|
|