ДОУ № 3 г.Волжска "Орлёнок", Творческий отчёт заведующей
Эмблема садика "Орлёнок"

МДОУ комбинированного вида детский  сад № 3 "Орлёнок"

Творческий отчёт заведующей

Главная

О нас

Новости
История

Документация
Сотрудники
Фотоальбом

Материалы по основным направления педагогической деятельности ДОУ:

Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие

ФГОС

Архив

Экологическое образование и воспитание

Гостевая

Опросы


Карта сайта

"Роль заведующей в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Составлен: заведующей I категории ДОУ № 3 "Орлёнок" Зиннатовой Гальсиой Хабибулловной
Дата: 14.12.2005 г.

       Моя тема работы "Роль заведующей в экологическом воспитании детей дошкольного возраста".
       Учитывая весьма загрязненное состояние окружающей природной среды в России, занимающей 3 место в мире по выбросам и 74 место среди самых экологически чистых стран мира и переживающей острый экологический кризис, переход к устойчивому развитию для нашей страны задача не из простых.
       Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
       Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. "Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер".
       Главным идеологом всей экологической работы является заведующая детского сада и старший воспитатель, которые своевременно ставят и осуществляют организационно-содержательные задачи, координируют связь с внешними учреждениями, создают атмосферу всеобщей заинтересованности в работе коллектива, создают условия для экологического воспитания и эколого-оздоровительной работы с детьми.
       Под моим руководством педагогический коллектив дошкольного учреждения обобщил опыт работы по проблеме: "Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста".
       Разработана педагогическая технология, на что дан положительный отзыв старшим преподавателем кафедры дошкольной и специальной педагогики МГПИ им. Н.К.Крупской.
       В технологии выделены следующие приоритетные задачи:
      • развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой; формирование экологического мировоззрения;
      • накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
      • установление зависимости между объектами и явлениями природы, формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
      • воспитание любви к природе родного края, Республике Марий Эл.
       Пути реализации:
      • использование программы "Юный эколог" С.Н.Николаевой, "Эко-Мир" С.О.Груниной;
      • разработка занятий для старших дошкольников по разделам:
        • Времена года;
        • Вода и воздух;
        • Деревья;
        • Животный мир;
        • Птицы;
        • Насекомые;
        • Травы;
        • Космос. Звезды. Вселенная;
      • организация работы кружка, лаборатории;
      • создание эмоционально-насыщенной атмосферы в дошкольном образовательном учреждении.
       Основными направлениями в моей работе являются:
       Первое направление - распределение функциональных обязанностей членов коллектива в экологическом образовании, в первую очередь разработка и утверждение должностных обязанностей воспитателя-эколога при общей признанной модели - эколога, которая существует в нашем детском саду. У нас создана творческая группа для разработки педагогической технологии по теме: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к природе родного края" и проведена приказом по детскому саду.
       Второе направление - это тесное сотрудничество с муниципальным управлением отдела образования. Мы участвовали во всех предложенных отделом образования конкурсах и смотрах. А также заключили договор с Марийским государственным педагогическим институтом им.Н.К.Крупской в лице кандидата педагогических наук - Светланы Олеговны Груниной, с которой мы ведем тесное сотрудничество.
       На первом постоянно действующем семинаре по экологическому образованию мы обсудили с ее участием перспективу работы на дальнейшее сотрудничество.
       Третье направление - повышение самообразовательного уровня в области экологического образования через различные формы: педсоветы, консультации, семинары, конкурсы, курсовые подготовки при МИО.
       В детском саду проведены смотры-конкурсы:
"Уголок природы"; "Огород на окне"; "Лесные фантазии", в процессе которых происходит становление нового мировоззрения у педагогов. Решение задачи формирования экологического сознания в педагогическом коллективе осуществляется на протяжении нескольких лет работы детского сада по экологическому направлению.
       Выступления на педсоветах, консультациях по таким темам как: "Мировая сеть охраняемых природных территорий"; "Особо охраняемые природные территории", имеют особое значение для становления нового мировоззрения у педагогов. Стержнем таких сообщений встают вопросы об экологии планеты, проблемах загрязнения окружающей среды.
       В конце прошедшего учебного года выступила на педсовете с "Итогами инновационной деятельности в экологическом воспитании дошкольников ДОУ № 3", где обсуждались общие итоги воспитательно-образовательной работы с детьми.
       Организуя работу с педагогическим коллективом, я сама стремлюсь к познанию самых красивых мест природы Марийского края. Стараюсь не упустить возможности посетить заповедные места и обращаюсь к поэзии поэтов Республики Марий Эл, в первую очередь, нашего города. И веду альбом с фотографиями, где я была со своей се5мьей и друзьями, и стихами, посвященных данным местам.
       Четвертое направление - создание предметно-развивающей экологической среды.
       Пятое направление - финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, дидактических игр, животных, растений и т.д.).
       Шестое направление - работа с родителями - это проведение родительских собраний на темы: "Берегите природу", "Лекарственные растения на страже здоровья"; совместные акции: "Посади дерево", "Не рубите елочку"; конкурс плакатов: "Берегите природу".
       Хорошим подспорьем в решении задачи формирования экологического сознания родителей стал экологический стенд, который отражает происходящее событие в мире, стране, регионе, детском саду. Стенд объединяет всех сотрудников, в первую очередь узких специалистов, на решение проблем экологии. Каждому специалисту в стенде отведена рубрика.
       В первой рубрике, которую ведет заведующая раскрывается экологическое направление в работе дошкольного учреждения. Еще две рубрики ведут заведующая и старший воспитатель, в которой мы представляем документы международных организаций и международных конференций по окружающей среде.
       Остальные рубрики ведут специалисты: музыкальный руководитель, старшая мед.сестра, физ.инструктор и т.д.
       При таком распределении функций весь коллектив участвует в работе над стендом.
       Седьмое направление - координация работы с другими учреждениями. У нас тесная связь со школой № 5, краеведческим музеем, детской центральной библиотекой, городским экологическим центром.
       С ними заключены договора и составлены планы совместной деятельности. Данная связь оправдывает себя и становится формой эколого-педагогической работы детского сада.
       Педагогами детского сада были даны открытые занятия:
      • тема "Поиски воробья" (по ознакомлению с окружающим, на городском МО, 09.12.2003 г.);
      • тема "Как ежик выручил зайца" (по обучению рассказыванию, на городском МО, 22.01.2003 г.);
      • тема "Петух и собака" (по развитию речи, на городском МО, 15.11.2004 г.);
      • тема "Дикие животные" (по развитию речи, для слушателей курсов повышения квалификации воспитателей при МИО, 13.03.2003 г.);
      • тема "Чудо-овощи" (по обучению рассказыванию, для слушателей курсов повышения квалификации воспитателей при МИО, 15.02.2005 г.).

Со своим опытом работы неоднократно выступала на городском и республиканском уровнях:

  • в 2002 г. на республиканском практическом семинаре по теме: "Решение задач формирования экологического сознания в педагогическом коллективе";
  • в 2003 г. на кустовом заседании августовской конференции по теме "Эколого-воспитательная работа в ДУ";
  • в 2003 г. на городском методическом объединении заведующих по теме "Экология для больших и маленьких";
  • в 2005 г. на городском методическом объединении заведующих по теме "Роль заведующей в создании экологической среды в ДОУ";
  • в 2005 г. на республиканском практическом семинаре по теме "Роль заведующей в создании экологической среды в ДОУ" (с показом презентации);
  • в 2005 г. на районном практическом семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста" с темой: "Роль заведующей в создании экологической среды в ДОУ";
  • в 2004 г. на республиканском смотре экологической работы образовательных учреждений Республики Марий Эл по теме "Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру".
       Проведенная работа по экологическому образованию детей и взрослых позволила:
      • воспитать заинтересованность в постановке данной проблемы всего педагогического коллектива и родителей;
      • сформировать экологическое мировоззрение воспитанников;
      • научить понимать и ценить природу;
      • повысить умственные способности, что наблюдается в результатах диагностирования детей (на начало 2004-2005 учебного года - 2,0 балла, на конец 2004-2005 учебного года - 2,6 балла);
      • в 2004 году ДОУ участвовало в городском и республиканском конкурсе экологической работы и заняло призовое место по городу;
      • воспитатель I категории Сивцова Е.М. участвовала в республиканском конкурсе экологических сценариев, поощрена дипломом;
      • ДОУ участвовало в "Марше парков" в 2004 г., награждено грамотой;
      • Педагогический коллектив награжден благодарностью за работу в честь 10-летия заповедника "Большая Кокшага" в 2003 г.;
      • Дети подготовительной группы победили в республиканском конкурсе "Медвежонок - символ заповедника" в 2004 году.

       Подводя итоги своего выступления хочется отметить самую наиболее трудную сторону в данной работе: - это финансовое обеспечение, укрепление и расширение материально-технической базы.
       Наша перспектива: углубить связь с МГПИ им. Н.К.Крупской с целью совершенствования работы по экологическому воспитанию на научной основе.

Назад
      
      
    

425000, Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Щорса, 15, тел. (83631) 67099, dou3@bk.ru

© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2006-2014 гг.