На
нашей планете в последнее время обмечаются серьезные нарушения механизмов
саморегуляции систем разных уровней. Процесс деградации окружающей
природной среды, все углубляющегося экологического кризиса принимает
необратимый характер. В России он проявляется более болезненно - ростом
заболеваемости, сокращением продолжительности жизни, снижением численности
населения за счет экологического фактора.
Причины серьезных нарушений
в биосфере заключаются в экологической неграмотности человека, относящегося
к окружающему миру потребительски. По информации ООН, все страны разработали
и приняли концепции перехода к устойчивому развитию. Указом Президента
РФ от 01.04.1996 г. № 440 утверждена "Концепция перехода РФ к
устойчивому развитию". Учитывая весьма загрязненное состояние
окружающей среды в России, занимающей 3 место в мире по выбросам (после
США и Китая) и 74 место среди самых экологически чистых стран мира
и переживающих острый экологический кризис, переход к устойчивому
развитию для нашей страны задача не из простых.
Именно поэтому задачи изменения
мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляется
первоочередными. Этот аспект нашел свое отражение в понятиях "экологическое
воспитание и образование", "экология души", "экология
человека" и некоторых других. В настоящее время нельзя не заниматься
экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался
педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием
у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель
любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические
задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества,
должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического
образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать
данные знания у детей, насколько биологически грамотно они составлены,
какие возможности представляют для систематизации знаний о природе.
Именно дошкольный возраст
является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие
возможности для экологического воспитания.
Поэтому развитие экологически
мыслящей личности мы внедряем в инновационный процесс в нашем ДОУ,
включая трансформацию идей в конкретные результаты, используем для
этого введение новых форм, методов и технологий.
Мы считаем, что развивающий
эффект зависит от качества образования. В свою очередь качество напрямую
связано с запросами родителей, заказами общественности, образовательной
структурой. Обеспечение тоже играет немаловажную роль (кадровое, материально-техническое,
предметно-методическое, финансовое, спонсорское). В ДОУ имеется воспитатель-эколог,
который занимается мониторингом экологического образования, создает
информационный банк, ведет занятия с детьми среднего и старшего дошкольного
возраста, экологические развлечения.
В экологическом кабинете
собрано достаточное количество дидактических игр, наглядного материала,
гербариев, коллекций для развития экологической грамотности воспитанников.
Здесь ребенок может познакомиться наглядно с различными климатическими
поясами Земли: лесной полотом, пустыней, джунглями, Арктикой, Изображение
пустыни плавно переходит в песочницу, где дети могут проявить свое
творческое воображение.
Экологический кабинет в
нашем ДОУ - это довольно большое "экологическое пространство",
где можно рассмотреть строение муравейника, исследовать рост растений
за счет определенных факторов, выращивать овощи, ухаживать за живыми
объектами.
Деятельность эколога неразрывно
связана с коррекционной деятельностью педагога-психолога. Например,
эколог закрепляет знания о свойствах и качестве воды, психолог при
изучении этой же темы, вызывает у детей чувство радости, раскрепощения.
Медицинский контроль и взаимосвязь
неоспоримы. Зое педагоги в ДОУ знают, какие комнатные растения можно
расположить в спальной или групповой комнате и какое влияние они оказывают
на детский организм.
Используем в работе программу
"Юный эколог" под редакцией С.Н. Николаевой. Для ее успешного
внедрения приобрели книги: справочные, методические, детские. Экологическое
воспитание - это довольно новое направление дошкольной педагогики,
поэтому педколлективу постоянно приходится заниматься самообразованием,
обращаться к различной литературе, чтобы освоить основные экологические
понятия, получить элементарное, популярное, но правильное с научной
точки зрения представление по основам экологии.
По содержанию работы мы
тесно сотрудничаем с городским экологическим центром и "Республиканским
эколого-биологическим центром учащихся". Воспитатель-эколог и
заместитель заведующей по методической и воспитательной работе дважды
участвовали в республиканских семинарах-практикумах экологического
направления. Детский сад принимал, участие в городском и республиканском
смотрах экологической работы и занял призовое место. В мае месяце
2005 г. принимали участие в смотре-конкурсе экологических сценариев
в г. Йошкар-Ола. По итогам конкурса воспитатель ДОУ Сивцова Е.М. награждена
Почетной Грамотой.
В 2005-2006 учебном году
планируем тесное сотрудничество с преподавателем МГПИ им.Крупской
С.О. Груниной и выйти на более высокий уровень в экологическом образовании
наших воспитанников. Надеемся, что такое сотрудничество и планомерная
деятельность всего педагогического коллектива нашего ДОУ принесет
реальный результат.