|
Творческий
отчёт руководителя по физическому воспитанию
ДОУ №3 "Орлёнок"
Козиной Нелли Насыбулловны
Физической
культуре и спорту в настоящее время уделяется все больше внимания. В
связи с этим все большее значение приобретают научные знания, методические
приемы, новые технологии в работе с детьми. Воспитание здорового, физически
подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой
и основной задачей и педагогов, и родителей.
Для обеспечения здоровья,
разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное
питание, и состояние костно-мышечного аппарата и т.д. Но главные "киты",
на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой,
дыхательной и иммунной систем организма. Поэтому вся система физического
воспитания в нашем дошкольном учреждении прежде всего ориентированна
на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной
систем организма. Основным же средством этого развития являются движения.
Дошкольный возраст - один
из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно
в этом возрастном периоде закладываются основы правильного физического
развития, происходит становление двигательных способностей, формируется
интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые
и поведенческие качества. Среди многих факторов (социально- экономических,
культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние
здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия, физическое
воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что
в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной
деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно
без физического воспитания. В то же время анализ многочисленных литературных
источников свидетельствует о не достаточной эффективности процесса физического
воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и
молодежи, за последние 10-летия состояние здоровья дошкольников ухудшилось:
снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось
число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9
до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). По исследованиям
Е.А. Пимоновой установлено, что занятия в объеме программы по физической
культуре направлены главным образом на освоение определенного объема
двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных
двигательных качеств у детей дошкольного возраста. По мнению А.Б.Лагутина,
работа по единой, жестко регламентированной "Программе воспитания
и обучения в детском саду" неизбежно приводит к единообразию форм
и методов воспитания и обучения. В связи с вышеизложенным, являются
актуальными совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов
физического воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду проводятся
различные виды современных форм занятий. Это: степ- аэробика, фитнес-аэробика,
восточная гимнастика, элементы хатха-йоги, сюжетные занятия. Аэробика-
это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется
за счет использования кислорода. Для достижения эффекта продолжительность
выполнения этих упражнений составляет менее 20-30 минут. Занятия аэробикой
доставляют малышам большое удовольствие. Для того, чтобы сделать их
еще более интересными, мы изготовили для детей индивидуальные снаряды
- степы. Упражнения для степ-аэробики подбирались преимущественно циклического
характера (в основном это ходьба), вызывающее активную деятельность
органов кровообращения, дыхания, усиливающие обменные процессы, простые
по своей двигательной структуре и доступные детям.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части.
Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку
его к главной нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой.
Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление,
выполняемыми в медленном темпе.
Помимо аэробики использую
и фитнес-аэробику в своей работе и такие нетрадиционные физкультурные
занятия, которые пришли к нам из разных стран и континентов - это хатха-йога,
восточная гимнастика. Упоминая названия стран, откуда пришли те или
иные игры, обращаем внимание ребят на яркие образы, характер и ритм
движений; тем самым у детей складывается представление о народах, населяющих
нашу планету, вызывает интерес к незнакомым "другим" людям.
Упражнения "восточной
гимнастики" включают в себя упражнение на развитие мышц плечевого
пояса, рук, кистей и пальцев, благотворно воздействует на все органы
человека, в том числе на структуры головного мозга.
Для "восточной гимнастики" не нужно ни атрибутов, ни пособий.
Все упражнения дети выполняют сидя на полу по-турецки, босиком. Сложность
этих упражнений состоит в координации и согласовании движений разных
частей тела. Комплекс использую с детьми, начиная с 3-летнего возраста,
но в укороченном варианте. Разучиваем его поэтапно, без музыкального
сопровождения в медленном темпе. Например: упражнение "Лотос",
"Кувшинчик", "Китайский веер", "Волна".
Спокойствие и выносливость,
такие качества формирует восточная гимнастика хатха-йога. Несмотря на
сложное отношение специалистов к использованию хатха-йоги в ДОУ, мы
все чаще включаем ее элементы в занятие физкультурой.
Йога - это полноценная гимнастика,
гармонично развивающая и укрепляющая все мышцы тела, и прекрасное средство
борьбы с искривлением позвоночника, и способ стать гибким, т.к. задействованы
все суставы скелета. Результат занятий - красивые, пластичные движения
ребенка. Многие врачи (японские, американские, индийские и др.) признают
ее благотворное воздействие на детский организм. Йога учит глубоко дышать,
что способствует расширению и укреплению грудной клетки, улучшает работу
внутренних органов. Асаны хатха-йоги - это удобные позы, определенные
положения тела, например поза "Гора", "Улитка",
"Лягушка", "Полуверблюд", и т.д. Продолжительность
фиксации положения тела не более 5 сек. Весь комплекс статистических
упражнений мы обязательно заканчиваем позой расслабления (полного отдыха).
Фитнес-аэробика
Занятия фитнес-аэробикой не
только способствуют развитию основных физических качеств (силы, выносливости,
быстроты, гибкости и др.), но и улучшают музыкальность, двигательную
память. Занятие фитнес-аэробикой проводится в форме тренировки, каждое
тренировочное занятие состоит из 3-х частей: подготовительная, основная
часть, заключительная.
В разминку включаем комплекс
упражнений для растягивания мышц, упражнения со сгибанием и прогибанием
спины. При подборе упражнений на растягивание используем медленную музыку.
Так же в занятиях фитнес-аэробикой используем специальные упражнения
для дыхания, элементы йоги. В силовую часть включаем упражнения, воздействующие
на мышцы брюшного пресса, груди, т.д. Для увеличения нагрузки в старших
и подготовительных группах используем дополнительные приспособления:
резиновые жгуты, гантели, степ-платформы. Помимо вышеуказанных современных
подходах, к проведению занятий также использую в своей работе и оздоровительные,
интегрированные и игровые познавательные занятия для детей подготовительной
группы. Оздоровительные занятия проводятся по единому сюжету и способствуют
решению следующих задач:
- Сохранению
и укреплению здоровья детей.
- Формированию
потребности в двигательной активности.
- Профилактике
нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.
- Преобретанию
навыка правильного дыхания.
- Привитию
навыков элементарного самомассажа.
- Развитию
интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания,
ориентировки в пространстве).
- Формированию
гармоничной личности (умение дружить, чувствам уважения, доброты
и т.д.).
Оздоровительные
занятия являются в своем роде "уроками здоровья". В каждом
таком занятии используются различные виды массажа, динамические и
оздоровительные паузы, игротерапию и т.д. Например, проводила: оздоровительное
занятие по сказке К.И.Чуковского "Телефон", где использовались
массаж ушей, гимнастика для глаз "Муха", упражнения для
гибкости позвоночника, гимнастика для стоп, ритмический танец "Чунга-Чанга",
дыхательная гимнастика, эстафета "Кенгуру", пальчиковая
игра.
Также широко используем
в своей практике и сюжетные занятия. Идея сюжетного занятия в принципе
не нова. Такие занятия способствуют воспитанию интереса детей дошкольного
возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от
занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического
воспитания, используемые в сюжетном занятие, подчинены определенному
сюжету. Например, в комплексе "Морское царство" применяем
упражнения дыхательной гимнастики "Парус", общеразвивающие
упражнения "Рыбка", "Русалочка", др. Задачи сюжетных
занятий также направлены на укрепление здоровья детей на гармоническое
развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, совершенствование
двигательных навыков, развитие музыкально-ритмических способностей,
воспитание интереса и потребностей в занятиях физическими упражнениями.
В процессе сюжетных занятий используем стихи, загадки, соответствующие
сюжету. Стараемся также привлечь внимание родителей к физическому
воспитанию детей, заинтересовать их успехами своего ребенка. Даем
детям домашнее задание, например, выполнить то или иное упражнение
комплекса. В сюжетных занятиях широко используем музыку. При подборе
музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение
навыков произвольного расслабления используем совместно с музыкальным
руководителем специальную музыку, тематически связанную с сюжетом
для релаксации в сочетании с естественными природными звуками, например,
музыкальные композиции "Океан", "Морские сны".
Важнейшей стороной работы
инструктора по физической культуры является проведение диагностики
физической подготовленности. Результаты показали, что использование
нетрадиционных форм способствуют формированию у детей устойчивого
интереса к процессу выполнения физических упражнений. Это подтверждается
и диагностическими данными. Все проводимые занятия, оказывая тренирующее
влияние на организм ребенка, способствует расширению адаптационных
возможностей детей не только к физическим нагрузкам, но и к влияниям
внешней среды. Таким образом, использование в практике работы по физическому
воспитанию занятий, основанных на современных методах работы, базирующихся
на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволила
повысить эффективность процесса физического воспитания, и оказало
положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической
подготовленности, а так же на формирование интереса детей к занятиям
физическими упражнениями.
|
|